Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки уплаты аванса по земельному налогу в 2024 году для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Пример расчёта земельного налога
Чтобы рассчитать земельный налог для юридических лиц, надо иметь следующие данные:
- кадастровую стоимость участка;
- ставку, которая применяется в муниципальном образовании в отношении этой категории земель;
- срок владения.
Для организаций, которые владели участком неполный календарный год, применяются нормы п. 7 статьи 396 НК РФ:
- если право на участок зарегистрировано в период с 1 по 15 число включительно, месяц засчитывают, как полный;
- если право получено после 15-го числа, этот месяц в расчёт налога не принимается.
✐ Пример ▼
У организации есть два земельных участка, которые находятся в собственности полный 2023 год. Кадастровая стоимость одного – 2 674 560 рублей, применяется пониженная региональная ставка 1,2%. Кадастровая стоимость второго – 10 342 890 рублей, ставка 0,3%.
Рассчитаем налог по этим данным:
- первый участок: 2 674 560 * 1,2% = 32 095;
- второй участок: 10 342 890 * 0,3% = 31 029;
- всего: 63 124 рубля.
Поскольку в муниципальном образовании установлены отчётные периоды, годовая сумма делится на 4 части по 15 781 рублей. Авансы перечисляются по окончании первого, второго, третьего квартала, а оставшаяся часть должна быть уплачена не позже 28 февраля 2024 года.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2024 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2024 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2024 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Порядок расчета по земельным владениям
Юридические лица должны ориентироваться на кадастровую стоимость участка, зафиксированную в ЕГРН. Необходимо взять значение на 1 января того года, за который рассчитывается налог. Если земельный участок образован за последние 12 месяцев, то берется стоимость на момент внесения сведений в ЕГРН (п. 1 ст. 391 НК). Идентичный порядок применяется для расчета налогов на территории, приобретенные юридическим лицом вместе с находящейся на них недвижимостью.
Итоговый налоговый платеж за год формируется по следующей формуле: ЗН = НБ × НС. Земельный налог (ЗН) будет равен произведению налоговой базы (НБ) и налоговой ставки в процентах (НС).
Если местное законодательство предполагает наличие отчетных периодов в виде первых трех кварталов в течение года (п. 2 ст. 393 НК), то юридическое лицо должно рассчитывать соответствующий аванс по каждому из них. Авансовый платеж (АП) определяется по формуле: АП = ¼ × НБ × НС. В расчетах учитываются все те же налоговые база и ставка. Если отчетных периодов не предполагается, то аванс перечислять не потребуется.
Когда нужно внести оставшийся к уплате земельный налог (ЗНу) по итогам года, следует применять специальную формулу: ЗНу = ЗНн – АП. В таком случае он будет равен разнице между начисленным земельным налогом за год (ЗНн) и суммой авансовых платежей (АП), которые были сформированы в течение года.
Подача заявлений о налоговых льготах по транспортному и земельному налогам
В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.
В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.
В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).
Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.
Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Порядок и сроки уплаты земельного налога
Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2024 году регламентируются ст. 397 НК РФ. Налогообложение земельных участков различается для физических и юридических лиц, при этом ни те, ни другие не подают налоговых деклараций:
- физлица производят оплату налога до 1 декабря года, следующего за налоговым периодом, на основании уведомления от налогового органа о необходимости оплатить налог на землю, содержащего реквизиты для оплаты;
- оплата земельного налога юрлицами производится авансовыми платежами в течение налогового периода по истечении 1,2 и 3 кварталов и окончательным платежом до 1 марта года, следующего за налоговым периодом, в порядке, утверждённым нормативным актом местного органа власти, по месту нахождения земельного участка.
Новые ставки и порядок расчета
С 1 января 2024 года для юридических лиц в России вводятся новые ставки земельного налога. Изменения вносятся в связи с утверждением новой формулы расчета земельного налога и стремлением государства к упрощению налоговой системы.
Новые ставки земельного налога будут вычисляться исходя из учетной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости. Учетная стоимость определяется исходя из нормативной стоимости земельного участка и коэффициента площади. Кадастровая стоимость же зависит от рыночной стоимости земельного участка и индексации.
Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ставка земельного налога составит 0,3% от учетной стоимости. А для земельных участков, принадлежащих государству и являющихся объектами инфраструктурного и военного назначения, ставка составит 0,1% от учетной стоимости.
Также, были изменены сроки уплаты земельного налога для юридических лиц. Теперь, вместо ежеквартального платежа, налог нужно будет уплачивать ежегодно до 1 декабря.
Новые ставки и порядок расчета земельного налога для юридических лиц будут действовать с 1 января 2024 года. Эти изменения помогут предприятиям более точно оценить свои налоговые обязательства и своевременно выполнить их оплату.
Бонусы и льготы для определенных категорий организаций
В рамках новых изменений земельного налога 2024 года предусмотрены ряд бонусов и льгот для определенных категорий организаций. Это позволяет снизить финансовую нагрузку на предприятия и способствует их развитию.
Одна из главных льгот предоставляется малым и средним предприятиям. Такие организации получают существенное снижение ставки земельного налога. Величина скидки зависит от объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а также от численности работников.
Также среди льготных категорий предприятий выделяются социальные и культурные учреждения. Они освобождаются полностью от уплаты земельного налога, что помогает им удерживать финансовую устойчивость и обеспечивать качественное предоставление услуг населению.
Важное дополнение к земельному налогу 2024 года касается агрохолдингов и фермерских хозяйств. Для них предусмотрена система льгот по налогу на землю, связанная с развитием сельскохозяйственного производства и увеличением площадей земельных угодий.
Одна из главных целей новых правил земельного налога — стимулировать инновационные предприятия. В этой связи, стартапы и научно-исследовательские центры получают льготы, снижающие затраты на землю. Это позволяет развивать новые технологии и привлекать инвесторов в сектор высоких технологий.
В области энергетики также предусмотрены особые условия для организаций, занимающихся производством энергии из возобновляемых источников. Они могут рассчитывать на снижение ставки земельного налога при условии развертывания соответствующих экологически чистых технологий.
Политика льгот и бонусов имеет целью стимулирование различных отраслей экономики и повышение конкурентоспособности предприятий. Это важный шаг к созданию комфортных условий для предпринимательства и развития бизнеса в России.
Что происходит при несоблюдении сроков уплаты авансовых платежей
Несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу для юридических лиц может повлечь серьезные последствия.
Штрафы и пеня
При несоблюдении сроков уплаты авансовых платежей предусмотрены штрафы и пеня. В соответствии с действующим законодательством, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0,1 процента от суммы неуплаченного авансового платежа. Кроме того, в случае неуплаты авансовых платежей в установленные сроки, налоговая инспекция имеет право применить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы.
Последствия для деятельности организации
Несвоевременная уплата авансовых платежей может привести к серьезным проблемам в деятельности организации. В случае неоплаты налога, налоговая инспекция может обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности. В результате судебного процесса могут быть наложены аресты на имущество и счета организации, что может серьезно ограничить ее деятельность.
Увеличение задолженности
Несвоевременная уплата авансовых платежей влечет за собой увеличение задолженности перед налоговой инспекцией. При этом начинают начисляться пени и штрафы, что может привести к значительному увеличению общей суммы задолженности.
Уголовная ответственность
В случае систематического несоблюдения сроков уплаты авансовых платежей, налоговая инспекция может обратиться в правоохранительные органы. В результате может быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов». За такое преступление предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п.
9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
Какие сроки необходимо соблюдать при оплате земельного налога?
Оплата земельного налога в 2024 году должна быть совершена в установленные законодательством сроки. В соответствии с Федеральным законом «О налоге на землю» данные сроки определены для юридических и физических лиц.
Для юридических лиц сроки оплаты земельного налога зависят от вида земельного участка и подлежат уточнению в местных органах исполнительной власти. Обычно оплата производится в течение 3 месяцев с момента получения налогового уведомления.
Для физических лиц срок оплаты земельного налога обычно приходится на осенний период. Информация об установленных сроках оплаты также содержится в налоговом уведомлении, которое высылается налоговыми органами.
Важно отметить, что уплата земельного налога вовремя является обязательной иначе физические и юридические лица могут быть подвержены штрафам и пеням.
Кроме того, для лиц, использующих земельные участки для индивидуального жилищного строительства или коттеджного строительства, могут предусматриваться особые сроки оплаты земельного налога в соответствии с региональным законодательством. Поэтому рекомендуется уточнить данные сроки в налоговых органах, чтобы избежать нарушений законодательства и негативных последствий.
Важно знать!
Если вы не получили налоговое уведомление, вам следует обратиться в налоговую инспекцию вашего региона или использовать электронные сервисы налоговых органов для получения информации о необходимой сумме налога и сроках его уплаты.
Особенности земельного налога
Гл. 31 НК устанавливает порядок перечисления средств за использование земли в счет государства для физических и юридических лиц. В главе перечислены субъекты, обязанные выплачивать платеж, расписан порядок проведения расчетов, названы категории лиц, которым полагаются льготы и т. д.
- Физических и юридических лиц:
- выступающих собственниками земель, наделенных статусом объекта налогообложения по ст. 389 НК;
- владеющих ЗУ по праву пожизненного владения, пользования или наследования, ч. 1 ст. 388 НК.
- Управляющие компании платят за ЗУ, которые относятся к паевому инвестиционному фонду.
Если плательщик не уплатил ЗН в срок, ему направляется уведомление с требованием выплатить налог и начисленную пеню в конкретный срок. В уведомлении прописывается предупреждение о возможных санкциях, которые может применить ФНС в случае уклонения от выплаты.
- Не более 0.3% для земель:
- сельхозназначения, сельскохозяйственного производства, или которые находятся в зоне сельскохозяйственного землепользования (для КФХ);
- которые заняты жилфондом, объектами жилищно-коммунальных комплексов, а также отведенные для строительства ИЖС;
- которые предоставлены/приобретены для занятий садом, огородом, создания подсобок (ЛПХ), хозяйственных построек для животных, дач;
- оборот которых ограничен законами РФ в связи с отведением их для реализации функций безопасности, обороны или таможни.
- До 1,5% для других ЗУ.
- учреждения религиозной направленности в отношении участков, на которых возведены религиозные строения;
- объединения инвалидов, если число людей с ограниченными возможностями в них превышает 80% в отношении ЗУ, где осуществляются функции организации;
- учреждения, выполняющие уголовно-исполнительные функции МинЮста, для территорий, отведенных для выполнения функций органа;
- юридические лица, которые занимаются народным художественным промыслом, для земель, предназначенных для производства и продажи результатов художественных промыслов, и др.
Последний параметр – льготы, которые могут быть положены определенным категориям граждан-налогоплательщикам. Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот. Каждая категория в свою очередь делится на налоги федерального и местного уровня.
Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. 31), но и Земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).
В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий: Основание Период Учет при расчете Появление права собственности включительно до 15 числа месяца учитывается после 15 числа месяца не учитывается Утрата права собственности включительно до 15 числа месяца не учитывается после 15 числа месяца учитывается Пример расчета земельного налога при возникновении права собственности На земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, получено право собственности 14 марта 2024 года.