Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы: что это, сроки, особенности назначения и исполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КоАП достаточно детально регламентирует сущность и порядок реализации обязательных работ, что, видимо, обусловило «оставление без внимания» модификации Федерального закона «Об исполнительном производстве». Однако правилен ли шаг, сделанный законодателем? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выявить сущность самих обязательных работ как вида административного наказания и его отличия от носящего аналогичное название вида уголовного наказания. Для наглядности такое сравнение представлено в виде таблицы регулирующих норм административного (КоАП) и уголовного права (УК и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации , далее — УИК).
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Исполнение обязательных работ
Исполнение обязательных работ в случае административного наказания осуществляется пристав-исполнителем. Пристав-исполнитель является органом исполнительного производства и занимается надзором за исполнением обязательных работ.
Обязательные работы могут быть назначены в качестве альтернативы лишению свободы или штрафу. Дата начала исполнения обязательных работ указывается в постановлении о назначении наказания. Организацией-работодателем, которая принимает на работу лиц, назначенных на обязательные работы, является следственный орган.
Исполнение обязательных работ может быть организовано следующим образом:
- Вид труда и график работы определяются органом исполнительного производства;
- Владислав формы труда и срока исполнения обязательных работ определяются постановлением о назначении наказания;
- В случае уклонения от исполнения обязательных работ, пристав-исполнитель может применить меры принуждения, включая арест;
- Приступить к исполнению обязательных работ следует после подписания органом исполнительного производства исполнительного листа;
- Исполнение обязательных работ может быть приостановлено в случае прекращения исполнительного производства или изменении срока наказания;
- Исполнение обязательных работ может быть прекращено по решению органа исполнительного производства в случае совершения нового правонарушения.
Исполнение обязательных работ может быть назначено в различных видах организаций, включая организации труда и научных организации. Лицам, осужденным к обязательным работам, кроме случаев лишения свободы, запрещается выезжать за границу.
Организация-работодатель обязана осуществлять надзор за исполнением обязательных работ, а также обеспечивать основные условия труда для лиц, исполняющих обязательные работы.
Кто осуществляет контроль за исполнением работ?
Порядок и контроль за исполнением обязательных работ в случае административного правонарушения регулируется соответствующими положениями Административного кодекса Российской Федерации. Вопросы контроля за осуществлением таких работ подразумевают добросовестное и своевременное их выполнение, а также соответствие требованиям, установленным правительством РФ.
Контроль за исполнением обязательных работ может осуществляться различными органами и должностными лицами, в зависимости от вида правонарушения. В частности, приставы к исполнению постановлений могут выезжать на места выполнения работ, чтобы убедиться в их выполнении.
Директора учебных заведений и научных учреждений обязаны контролировать исполнение обязательных работ в отношении несовершеннолетних студентов и их руководителей. При этом они должны иметь данные о назначенных работах, возрасте студента или исследователя, а также специальности, на которую он обучается или занимается.
Вид контроля за исполнением обязательных работ также зависит от вида правонарушения. В некоторых случаях контроль осуществляется специальными инспекторами, которые имеют право выдворения лиц, совершивших правонарушение, в виде административного наказания. В других случаях контроль может быть осуществлен научными сотрудниками, которые занимаются исследованиями в области права и административного правонарушения.
Также контроль за исполнением обязательных работ может быть осуществлен специальными органами исполнительной власти, такими как приставы к исполнению постановлений. Они следят за соблюдением требований, установленных законодательством, в отношении обязательных работ и могут принимать меры по их исполнению.
Таким образом, контроль за исполнением обязательных работ в случае административного правонарушения осуществляется различными органами и должностными лицами, в зависимости от вида правонарушения и соответствующего законодательства.
Что будет в случае уклонения
Правонарушитель обязан отработать срок обязательных работ в полном объеме. Пропустить рабочий день можно только при наличии уважительной причины. Иначе подобные действия будут расценены как уклонение.
При наличии уважительных причин гражданин может рассчитывать на получение отсрочки. В этом случае процесс исполнения наказания приостанавливается. К уважительным причинам относятся болезни, служебные командировки, смерть родственников и т. д. Каждое из оснований требует документального подтверждения.
Если гражданин отказался выполнять работы или же не явился к месту их проведения, сотрудники ФССП вправе составить административный протокол. При многократных нарушениях возможно привлечение осужденного к дополнительной ответственности. Мера пресечения определяется по статье 20.25 КоАП РФ. Нарушителя могут арестовать на срок до 15 суток или назначить ему штраф в размере 150-300 тысяч рублей.
Правовая природа административных наказаний
Наказания занимают особое место в системе мер административного принуждения, поскольку применяются только к лицам, совершившим административное правонарушение. Наказывая, государство принуждает правонарушителя к законопослушному поведению, так как сущность наказания состоит в лишении или ограничении определенных субъективных прав, что означает принудительное причинение ему ущемлений морального, физического или имущественного характера. Это полностью соответствует требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом, с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.
Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Это может быть связано, например, с материальными потерями при применении штрафа, конфискации, при ограничении свободы личности (аресте) или с иными неблагоприятными последствиями. Кара – сущность, а не цель наказания.
Срок обязательных работ
Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный должен отбывать обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК РФ).
Комментарии к ст. 25 УИК РФ
1. Обязательные работы являются одним из основных видов наказания. Они были предусмотрены в России впервые УК РФ, однако стали применяться только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ.
Данный вид наказания назначается на срок от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним — от 40 до 160 часов.
Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России.
Поскольку отбывание обязательных работ связано с трудом, это наказание не назначается инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
2. Уголовно-исполнительная инспекция по получении из суда копии приговора вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок отбывания наказания и не позднее 15 дней с момента получения из суда копии приговора направляет на работу. Инспекция обязана также контролировать через администрацию предприятия, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести суммарный учет числа проработанных часов.
3. Важной обязанностью инспекций является согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные к обязательным работам.
Кому назначается подобное наказание?
Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:
- отклонение от ареста, выплаты штрафов;
- нанесение вреда окружающей среде;
- несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
- нарушения при скоплении людей;
- блокировка движения личного и общественного транспорта.
Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:
- инвалиды;
- безработные;
- беременные женщины;
- матери детей младше трех лет.
Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.
Статья 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация
-
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
-
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
-
Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Назначение административного наказания
Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.
Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.
Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий: а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель; б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний; в) назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т. д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание; г) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Комментарии к ст. 25 УИК РФ
1. Обязательные работы являются одним из основных видов наказания. Они были предусмотрены в России впервые УК РФ, однако стали применяться только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ.
Данный вид наказания назначается на срок от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним — от 40 до 160 часов.
Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России.
Поскольку отбывание обязательных работ связано с трудом, это наказание не назначается инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
2. Уголовно-исполнительная инспекция по получении из суда копии приговора вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок отбывания наказания и не позднее 15 дней с момента получения из суда копии приговора направляет на работу. Инспекция обязана также контролировать через администрацию предприятия, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести суммарный учет числа проработанных часов.
3. Важной обязанностью инспекций является согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные к обязательным работам.
Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания. Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:
- назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
- направлены на принесение пользы общественности;
- осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
- принудительный характер;
- отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.
Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.
Какие преступления наказываются обязательными работами?
Обязательные работы – это не что иное, как уголовное наказание за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.
Обязательные работы входят в список основных видов уголовного наказания за преступления небольшой тяжести.
Обязательными работами может быть наказано лицо, совершившее одно из следующих преступлений:
- Кражи;
- Мелкие грабежи без причинения вреда здоровью потерпевшего;
- Преступления против собственности другого лица;
- Преступления против коммерческих и других организаций, в которой работает осужденный;
- Вандализм;
- Надругательство над государственной символикой;
- Уклонение от уплаты алиментов;
- Иные преступления небольшой тяжести.
Обязательные работы не могут быть назначены одновременно с другими видами наказания или заменены штрафом и имущественными конфискациями.
Что будет в случае уклонения
Правонарушитель обязан отработать срок обязательных работ в полном объеме. Пропустить рабочий день можно только при наличии уважительной причины. Иначе подобные действия будут расценены как уклонение.
При наличии уважительных причин гражданин может рассчитывать на получение отсрочки. В этом случае процесс исполнения наказания приостанавливается. К уважительным причинам относятся болезни, служебные командировки, смерть родственников и т. д. Каждое из оснований требует документального подтверждения.
Если гражданин отказался выполнять работы или же не явился к месту их проведения, сотрудники ФССП вправе составить административный протокол. При многократных нарушениях возможно привлечение осужденного к дополнительной ответственности. Мера пресечения определяется по статье 20.25 КоАП РФ. Нарушителя могут арестовать на срок до 15 суток или назначить ему штраф в размере 150-300 тысяч рублей.
Что будет, если осужденный всячески уклоняется от выполнения своих обязанностей? Судья вполне может замещать одно наказание другим, более строгим.
Например, исправительные меры можно поменять на принудительные либо на лишение свободы. При этом проводят следующий расчет длительности наказания.
Каждый день не отработанных исправительных работ будет равен одному дню принудительных. Либо каждые трое суток исправительного наказания заменяют одним днем лишения свободы.
Такая же замена будет и для обязательных работ. Меняется только соотношение сроков. На один день лишат свободы или приговорят к принудительным работам за каждые не отработанные восемь часов. А за невыполненные дни принудительных работ лишат свободы на такое же количество дней.
И еще важный момент. Каждый из рассмотренных видов работ не назначается инвалидам, пенсионерам, несовершеннолетним гражданам и женщинам, ждущим ребенка.
Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
Обязательные работы являются новым для России видом уголовного наказания. Они начали применяться только с 1 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).
Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в уборке и благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Эта обязанность может возлагаться на администрации муниципальных образований.