Графа национальность в паспорте СССР

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Графа национальность в паспорте СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

Национальность в паспорте.

Графа «национальность» появилась в отечественном документообороте более ста лет тому назад. Впервые ее применил Ленин в анкетах членов партии большевиков еще до октября 1917 года. В паспорта эту графу ввел Сталин в 1932 году, а упразднил Борис Ельцин в 1997-м. И сейчас, в октябре 2011-го, призыв коммунистов возродить «пятый пункт» буквально взорвал доселе дремотную предвыборную ситуацию. Что за всем этим стоит?

Ленинский интернационализм

Графой «национальность» советские люди были обязаны товарищам из РСДРП. Еще на третьем съезде партии в 1905 году внесистемные оппозиционеры, заполняя анкеты, впервые столкнулись с вопросом «национальность». Любопытно, что в тогдашней Российской империи, которая, по определению большевиков, являлась «тюрьмой народов», национальность, то есть принадлежность индивида к определенной этнической группе, императорское правительство совершенно не волновала. И то правда: в тюрьме все равны. Православие, самодержавие, народность. И можно без нюансов. Тем более что государь-император Николай II православным-то был, а вот великороссом — увы. Дотошные историки подсчитали: русской крови в последнем российском самодержце было всего-навсего 1/128. Но все равно это был русский царь. Шотландец Барклай и грузин Багратион тоже были русскими полководцами, немец Фонвизин (потомок рыцарей) — русским писателем, еврей Левитан — русским художником. Что там говорить, в шутке «любого русского поскобли — найдешь татарина» — есть лишь доля шутки.

Когда до революции надо было сделать акцент именно на национальности, говорили «великоросс». Ленин в своей партийной анкете именно так и писал. Ну а то, что в числе его предков имелись и немцы, и евреи, вождя мирового пролетариата не смущало.

Даже в переписном листе первой российской переписи 1897 года в список вопросов лишь под одиннадцатым пунктом попали «вероисповедание» и под двенадцатым — «родной язык». Никакой тебе «национальности» не было и в паспортах царской России. В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.

Большевики перенесли в партийные анкеты графу «национальность» из Европы, где она была в ходу с девятнадцатого века. Правда, там под «национальностью» подразумевали прежде всего принадлежность к определенному государству. Это сегодня, в эпоху «понаехавших тут» встал национальный вопрос. Не случайно, скажем, о Борисе Березовском или Романе Абрамовиче в западноевропейской прессе по традиции пишут — русские предприниматели, в том смысле, что они выходцы из России.

Кстати, именно коммунисты, которые вроде бы исповедуют интернационализм, изначально были крайне озабочены национальным вопросом. Почему Ленин считал оправданным введение графы «национальность» для партийных товарищей, видно из его творческого наследия. В частности, в дореволюционной работе «О национальной гордости великороссов» будущий вождь, подчеркивая «роль великорусского пролетариата как главного двигателя коммунистической революции», настаивал на «длительном воспитании рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства», на «полном равноправии и праве самоопределения всех угнетенных великороссами наций».

Иными словами, графа «национальность» имела первостепенное значение именно для некоренных народов, «замордованных» царским режимом. Отсюда же, собственно, учреждение большевиками Народного комиссариата по делам национальностей в 1917 году.

Попытки возродить в СССР «великорусско-националистические» настроения Ленин решительно пресекал, утверждая, что «лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить». Так, в 1922 году Владимир Ильич в одном из писем упрекал первого наркома по делам национальностей Иосифа Сталина в «грубости и несправедливости по отношению к нашим собственным инородцам». Материалы с ленинской критикой «националиста» Иосифа Виссарионовича были разрешены к публикации только в 1956 году.

И то верно: чушь несусветная получается. Русский Владимир Ульянов упрекает в великоросском национализме грузина Иосифа Джугашвили. И тем не менее спор этот был вполне предметным. Дорвавшись до власти, Сталин полностью переиначил изначальный смысл «пятого пункта».

Читайте также:  Могут ли племянники претендовать на наследство дяди если есть сестра

Сталинский национализм

Формально лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выступивший с инициативой вернуть в паспорта графу «национальность», стоит на ленинской позиции, утверждая, что «без дружбы народов, без уважения к их традициям и культуре невозможно успешно развиваться и уверенно смотреть в будущее». В реальности требование о реабилитации «пятого пункта» полностью соответствует именно сталинской национальной политике, суть которой — стравливать разные народы между собой.

В российской историографии существует довольно правдоподобная версия о том, зачем «отцу народов» понадобилось вводить графу «национальность» в паспорт. Ну, была бы одна «новая историческая общность — советский народ», и успокоились бы на этом. Все дело в том, что ленинский интернационализм окончательно выветрился из сталинской головы в начале 1930-х годов. С этого времени в политическую моду вошел национализм и строительство социалистической империи в одной отдельно взятой стране.

В 1932 году по постановлению «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» в единственном документе, удостоверяющем личность строителя коммунизма, впервые появляется графа «национальность». Граждане СССР в возрасте от шестнадцати лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны были иметь паспорта. Фактически страна поделилась надвое. В первой части жили «паспортизированные» граждане, во второй — колхозники и прочие «лишенцы». Зачем в паспорте появилась графа «национальность», большинству людей в то время было не совсем понятно. Но репрессивный смысл введения внутреннего паспорта был очевиден. В решении Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 ноября 1932 года, например, ясно говорилось о «разгрузке городов от лишних элементов». Просто так вышло, что список «лишних элементов» по мере построения социализма в СССР все время расширялся. Сначала это были «бывшие» и кулаки, а потом дело дошло и до целых «неблагонадежных» народов. Тут графа «национальность» стала как никогда актуальной. В 1937 году на мартовском пленуме ЦК ВКП(б) Сталин неожиданно заговорил не о «пятом пункте», а о «пятой колонне». Шпионов, вредителей и диверсантов тогда насчитали довольно много. Сталинский план по борьбе с подозрительными народами с помощью «пятого пункта» начал действовать. Основанием для расстрела или отправки в лагерь в годы массовых репрессий могло быть не только неподходящее дореволюционное прошлое, участие в Гражданской войне на стороне белых, но и «подозрительная» национальность — немецкая, польская, финская и другие.

Что такое национальность

Национальность — это пережиток прошлого. В современном мире, этот термин, практически, не употребляется.

Он известен тем, кто ещё помнит СССР. Для современной молодёжи этот термин чужд.

Говоря про современный мир, под национальностью понимают отношение данного человека к конкретной группе народностей, проживающих на той или иной территории, и имеющих свой язык.

По своей сути, «национальность» — это этническая общность. Ранее она указывалась в паспорте советского гражданина, и употребление этого термина имело смысл.

После распада СССР и образования России, такая строчка исчезла из главного документа. Теперь распределения по национальностям не существует.

Но, заполняя различные анкеты (например, для получения заграничного паспорта), граждане России сталкиваются с проблемой.

В анкетах, связанных с миграцией, переселением, переездами и путешествиями, есть графа «национальность», и её нужно правильно заполнить. В противном случае, в рассмотрении заявления могут отказать.

Как в СССР проходила всеобщая паспортизация

Паспорт как удостоверение личности появился не сразу после свершившейся революции. Единая паспортная система была введена лишь в 1932 особым постановлением правительства. До этого такие документы получали лишь некоторые категории граждан. Это были государственные служащие и те, кому приходилось по долгу службы ездить в командировки за границу. Именно про эту заветную зелёную книжечку советский поэт Владимир Маяковский написал своё знаменитое произведение «Стихи о советском паспорте».

Примечательно, что главный разворот в первых паспортах был ориентирован вертикально, а данные туда вписывались от руки. Причём личные данные писались на двух языках — обязательно на русском и на языке той ССР, в которой был выдан документ. На тот период графы о национальной принадлежности в паспортах не имелось. Зато обязательно указывалась прописка. Позднее, в 1953 году, Советом министров было принято новое положение о паспортах. Оно расширило круг лиц, могущих получить такое удостоверение личности.

Указание типа этнической принадлежности сегодня

На вопрос, почему убрали национальность в паспорте, нет однозначного ответа. Вероятнее всего, раз страна перестала быть настолько многонациональной, как Советский Союз со всеми его республиками, надобность в пятой графе отпала сама собой. Когда отменили национальность в паспорте, многие жители нашей страны вздохнули свободнее. Всё-таки лишнюю волокиту с документами никто не любит.

Сегодня этническую принадлежность при получении паспорта указывать совсем необязательно. Впрочем, если очень хочется, то её, как и группу крови и некоторые другие данные, можно указать в специальном вкладыше к паспорту. Никакого реестра национальностей сегодня нет и в помине. Поэтому человек сам в праве определять, к какому типу этноса он относится.

Отмена официального списка национальной самоидентификации привела к одному забавному обстоятельству. Согласно последней переписи населения России, в нашей стране живут люди с такими национальностями, как скифы, хоббиты, эльфы, полукровки, гномы и даже фараоны. В соседних странах ситуация с указыванием этнической принадлежности примерно одинаковая.

В украинских паспортах запись об этнической принадлежности отсутствует, во вкладыше её тоже нет. Граждане Казахстана и Латвии могут по собственному желанию указать этническую принадлежность прямо в паспорте. А вот в Узбекистане вписывание своей национальности в паспорт, а также в проездной документ обязательно. Так же дела обстоят и в Китае.

Жители Китая должны вписать национальность в главное удостоверение личности, выбрав её из более 50 национальностей. Национальность китайцы выбирают исходя из национальности своих родителей. А вот иностранцы, получающие паспорт Китая, могут выбрать какую угодно национальность.

Указание типа этнической принадлежности сегодня

На вопрос, почему убрали национальность в паспорте, нет однозначного ответа. Вероятнее всего, раз страна перестала быть настолько многонациональной, как Советский Союз со всеми его республиками, надобность в пятой графе отпала сама собой. Когда отменили национальность в паспорте, многие жители нашей страны вздохнули свободнее. Всё-таки лишнюю волокиту с документами никто не любит.

Сегодня этническую принадлежность при получении паспорта указывать совсем необязательно. Впрочем, если очень хочется, то её, как и группу крови и некоторые другие данные, можно указать в специальном вкладыше к паспорту. Никакого реестра национальностей сегодня нет и в помине. Поэтому человек сам в праве определять, к какому типу этноса он относится.

Отмена официального списка национальной самоидентификации привела к одному забавному обстоятельству. Согласно последней переписи населения России, в нашей стране живут люди с такими национальностями, как скифы, хоббиты, эльфы, полукровки, гномы и даже фараоны. В соседних странах ситуация с указыванием этнической принадлежности примерно одинаковая.

Читайте также:  Максимальная пенсия в Москве в 2024 году

В украинских паспортах запись об этнической принадлежности отсутствует, во вкладыше её тоже нет. Граждане Казахстана и Латвии могут по собственному желанию указать этническую принадлежность прямо в паспорте. А вот в Узбекистане вписывание своей национальности в паспорт, а также в проездной документ обязательно. Так же дела обстоят и в Китае.

Как в СССР проходила всеобщая паспортизация

Паспорт как удостоверение личности появился не сразу после свершившейся революции. Единая паспортная система была введена лишь в 1932 особым постановлением правительства. До этого такие документы получали лишь некоторые категории граждан. Это были государственные служащие и те, кому приходилось по долгу службы ездить в командировки за границу. Именно про эту заветную зелёную книжечку советский поэт Владимир Маяковский написал своё знаменитое произведение «Стихи о советском паспорте».

Примечательно, что главный разворот в первых паспортах был ориентирован вертикально, а данные туда вписывались от руки. Причём личные данные писались на двух языках — обязательно на русском и на языке той ССР, в которой был выдан документ. На тот период графы о национальной принадлежности в паспортах не имелось. Зато обязательно указывалась прописка. Позднее, в 1953 году, Советом министров было принято новое положение о паспортах. Оно расширило круг лиц, могущих получить такое удостоверение личности.

В 1953 году паспорт мог получить любой гражданин, достигший шестнадцатилетия. Однако с некоторыми оговорками. Паспорта выдавали лишь жителям рабочих посёлков и городов, а ещё тем, кто работал в совхозах. Жители деревень, сёл и колхозов обзавелись паспортами лишь после 1974 года. Именно тогда развернули программу по всеобщей паспортизации населения в СССР.

В этот же год в главном удостоверении личности возникла пятая графа, куда вписывалась национальность. Кроме неё житель страны Советов мог указать свои группу крови и резус фактор, вписать свой социальный статус и даже бывшие места работы. Но эти пункты считались необязательными, в отличие от пятой графы.

История введения графы национальности в паспорт СССР

В СССР обязательная графа национальности в паспорте была введена 21 марта 1933 года. Это было одним из множества изменений, связанных с ужесточением контроля государства над своими гражданами и становлением идеологии социализма.

Введение графы национальности в паспорт было направлено на учет национального состава населения страны, что позволяло проводить статистические исследования, а также осуществлять контроль с точки зрения национального соответствия. Статистика использовалась для планирования национальных политик и обеспечения равенства между народами СССР.

Информация о национальности в паспорте позволяла правительству отслеживать и контролировать распределение приоритетов и возможностей на основе национального происхождения. Важно отметить, что в СССР национальность была рассматриваема не только как этническая принадлежность, но и как политическая и классовая идентификация.

Год Значение
1933 Введение графы национальности в паспорт СССР
1993 Удаление графы национальности из паспорта России

Введение графы национальности в паспорт СССР сыграло важную роль в формировании национальной идентичности и социального контроля в стране. Она стала одним из инструментов, с помощью которого государство осуществляло свою политику национального равенства и контроля.

Эффективность и проблемы

Введение обязательной графы национальности в паспорте СССР внесло некоторую эффективность в систему идентификации граждан. Она помогала правоохранительным органам отслеживать и контролировать миграцию населения, а также осуществлять антитеррористические мероприятия.

Однако, данная практика также вызвала ряд проблем. Прежде всего, система национальной идентификации способствовала возникновению энтнических и религиозных конфликтов, поскольку национальность стала основой для дискриминации и преследования.

Дополнительно, обязательная графа национальности приводила к стереотипам и предрассудкам, усиливая разделение населения на «своих» и «чужих». В итоге, это приводило к обострению внутринациональных отношений и формированию негативных стереотипов в обществе.

Также следует отметить, что система указания национальности в паспорте создавала дополнительные сложности при пересечении границы и получении визы. Нередко гражданам приходилось сталкиваться с дискриминацией и неприязнью за рубежом на основе национальности, указанной в их паспорте.

В целом, введение обязательной графы национальности в паспорте СССР имело как положительные, так и отрицательные последствия. Данная практика была отменена в 1997 году, что считается шагом к более гуманной и равноправной системе идентификации граждан.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Пояснения еврейских ученых

1. Биологическое. В истории есть тысячи примеров, когда с установлением отцовства возникают проблемы. Или когда сразу несколько мужчин претендуют на право считаться отцом ребенка. В случае с матерью принадлежность ребенка не вызывает сомнений. Потому именно матери и был отдан приоритет.
2. Наследственное. Совсем недавно ученые-генетики выяснили, что интеллект матери всегда передается детям, а интеллект отца нет. Всё зависит от пола ребенка. Если родилась девочка, то качество ее интеллекта будет среднее между отцом и матерью, т.е. примерно 50% от отца и 50% от матери. Если родился мальчик, то гены отца совершенно не участвуют в формировании качества его интеллекта, все 100% ему достаются от матери.

3. Социальное. Мать проводит с ребенком гораздо больше времени, чем отец. Именно мать передает ребенку традиции — то, что называется культурой. А для евреев именно это является определяющим для сохранения нации.
4. Юридическое. Когда Палестина находилась под Римом, все население, не зависимо от национальности, подчинялось римскому праву. А оно гласило: дети, родившиеся от мужчин, которые сожительствовали с женщиной, но не вступали с ней в брак, не получали римского гражданства и получали происхождение матери. Таким образом, еврейский закон отзеркаливал правовые реалии, в которых существовала Эрец Исраэль.
Приглашаем на наш Телеграм-канал.

  • Дмитрий Сидоров

    Какая плата ждёт РБ за бзик полусумасшедшего диктатора-дикаря?

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Покатилось кольцо, покатилось

    Читать полностью

  • Алексей Стронг

    Чем поможет доклад Еврокомиссии об отношениях ЕС с Россией

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Ярослав Покаянный

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Прививка свободы

    Читать полностью

  • русская Славянка 08,09″13

    Приземление

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Поддубный запретил ХАМАС в России?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Осуждаете ли Вы действия белорусских властей по посадке самолёта и задержанию Романа Протасевича?

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Мы идём.

    Читать полностью

  • Сименон Семеныч

    Фрилансеры для социологии

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Момент гибели росгвардейцев в Мурманской области попал на видео

    Читать полностью

  • Дмитрий Иванов

    Россияне просто прибедняются

    Читать полностью

Читайте также:  Отчет доставлен но еще не считается сданным ПФР

Законодательство и анкета

Ни один образец заполнения анкеты не будет универсальным, т.к. законодательство РФ не предписывает определенной ее формы. Однако есть четкие указания, какие вопросы не должны быть включенными в опросник. Они указаны в УК РФ (ст. 135 «Нарушение неприкосновенности личной жизни»).

Графа «национальность» в анкете на работу, кстати, является тут достаточно спорной, отчего большинство работодателей не включают ее в бланк. Причина этого проста: если соискатель указал в анкете сведения о своей расе, национальности, религии, происхождении, материальном положении, и ему отказали в получении рабочего места, то это основание обратиться в суд. Его права будет защищать ст. 136 УК РФ и ст. 64 ТК РФ. Поэтому графу «национальность» подкованные в праве рекрутеры стараются не вписывать в бланк опроса.

Кроме того важно, чтобы все сведения в анкете соискатель указал именно добровольно. То есть изъявил письменное согласие на обработку своих персональных данных (п

1, ст. 9 ТК РФ).

Но российский закон в отношении анкеты при приеме на работу предписывает обязанности не только работодателю, но и кандидату на рабочее место. Если последний указал о себе в документе ложные данные, то компания имеет право при выяснении этого расторгнуть с ним трудовой договор (ст. 81 ТК РФ).

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...