Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли поставить машину на учет с трещиной на лобовом стекле в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Другими словами, наличие трещин на ветровом стекле, а также повреждений зеркал заднего вида — это нарушение государственного стандарта, и инспектор ГИБДД вправе потребовать произвести ремонт машины до ее постановки на учет. Бывает это не всегда, но испытывать терпение полицейских не стоит. Поэтому при выборе б/у автомобиля лучше не спешить и потребовать с владельца произвести предпродажную подготовку с устранением явных технических проблем. Хозяин должен производить ремонт до совершения сделки купли-продажи.
Осмотр автомобиля в ГИБДД
Если трещина на лобовом стекле находится со стороны водителя, то при осмотре в постановке на учет будет отказано — сотрудник выпишет заключение о неисправности транспортного средства. Прежде чем в следующий раз ехать на осмотр, придется устранить трещину или заменить стекло целиком.
Если же дефекты будут находиться по краям стекла или со стороны пассажира и не будут мешать обзору, то в ГИБДД не обратят на это внимание.
В Приказе МВД о постановке автомобиля на учет очень подробно прописываются неисправности, с которыми невозможно зарегистрировать автомобиль. Согласно документу, не подлежат регистрации транспортные средства, конструкция которых не соответствует требованиям безопасности. Детали конструкции расписаны настолько подробно, что даже за отсутствие брызговика или болта в колесном диске могут отказать в регистрации.
Если на стекле скол, а не трещина
В законах, технических регламентах, ГОСТах и в других нормативных документах указаны запреты на использование автомобилей с треснувшим лобовым стеклом, но о сколах и царапинах ничего не сказано. Поэтому можно предположить, что на небольшой скол при осмотре автомобиля не обратят внимание, и машину поставят на учет.
Но на самом деле чаще всего инспекторы любое повреждение называют трещиной, даже если это неглубокая царапина или микроскол. Оспорить решение сотрудника можно будет только через суд. Скорее всего, исправить повреждение или даже полностью заменить стекло будет дешевле, чем оплатить судебные издержки, в результате которых будет доказана правота сотрудника МРЭО.
К тому же управление авто с трещиной на лобовом стекле небезопасно. Стекло искажает вид, бликует и ограничивает видимость. Треснутое стекло не в состоянии противостоять встречному ветру. А при ударе камнем от мимо проезжающих машин стекло может разбиться, а сам камень влетит в салон.
Осмотр и ГИБДД и техсостояние машины – что говорит закон?
Забегая вперёд, если вам нужен лаконичный ответ здесь и сейчас, укажем, что автомобиль не поставят на учёт ГИБДД, если на ветровом окне имеется повреждение. Но отказ будет только при 2 условиях:
- трещина на лобовом стекле располагается со стороны водителя,
- такая трещина расположена так, что по ней проскальзывает при работе дворник (также со стороны водителя, разумеется).
Есть огромный ряд неисправностей, условий и конкретных результатов изменения конструкции автомобиля, в результате которых пройти осмотр и зарегистрировать транспортное средство будет невозможно по закону. Вот только конкретно Правила дорожного движения не регламентируют отказ в постановке на учёт машины с такими условиями.
Это регулирует Приказ №399 о порядке регистрации ТС, пункт 3 Общих положений которого предписывает:
3. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
- …
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесённые в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
Так поставят ли мне на учёт машину с дефектами на ветровом стекле?
Почти всегда нет, увы! Как мы уже указывали в начале статьи, это как раз тот случай, когда практика работы регистрационных отделений ГИБДД разительно отличается от формального соблюдения прав граждан.
Итак, при обращении в ГИБДД вам не поставят на учёт и не перерегистрируют уже поставленную машину с трещиной лобового стекла. Такова практика 2022 года, и сделать с этим вы вряд ли что-то сможете, хотя, мы бы рекомендовали идти с этим до самого Верховного суда. Это так, потому что судебная практика общей юрисдикции занимает в этом вопросе сторону инспекторов ГИБДД и отказывает в иске о понуждении к регистрационным действиям.
Вот яркий пример судебного решения, где водителю отказали в постановке на учёт из-за трещины на стекле. Он обжаловал такой отказ и подал иск в районный суд о понуждении к регдействиям. Тем не менее, суд отказал в удовлетворении иска, просто сославшись на то, что ГОСТ запрещает иметь трещину на лобовом. И всё тут! Дальше никто разбираться не пошёл (данное решение не было оспорено в высших судебных инстанциях), поэтому завершилось ничем. И таковых решений, к сожалению, вы сможете найти великое множество.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Ремонт дороги закончился, а временные знаки не убрали – законен ли штраф?
- Длинная прерывистая разметка: что означает, правила применения, длина по ПДД и ГОСТу?
- В каких случаях и какие автомобили не поставить на учёт ГИБДД? Законность отказа в регистрации
Отказ в регистрации автомобиля
Как уже было сказано, основания для отказа от регистрационных действий прописаны в Техническом регламенте. Как на деле происходит соблюдение его предписаний?
Технический регламент Таможенного союза — это законодательный документ, принятый международной комиссией. Он устанавливает обязательные требования для поступающих в страну любых технических устройств, которыми являются и средств транспорта.
Контроль за соблюдением Технического регламента осуществляется на основании Федерального закона «О техническом регулировании». Там прописана необходимость соблюдения всех требований регламента.
На основании этих двух нормативных документов нарушения устройства и работы автомобиля приводят к запрету его использования на дороге. Разрешение на эксплуатацию транспортного средства дается после проведения его осмотра во время постановки на учет в отделении Госинспекции.
В пункте 4.7 приложения 8 Технического регламента, действующего на данный момент, сказано, что треснувшее ветровое стекло повлечет отказ от постановки машины на учет, но только при его расположении на водительской стороне и в рабочей зоне «дворника».
Не являются причиной отказа случаи:
- если транспортное средство с левосторонним управлением, а трещина находится на правой, пассажирской стороне;
- если автомобиль праворульный, а повреждение стекла расположено слева.
Так поставят ли мне на учёт машину с дефектами на ветровом стекле?
Почти всегда нет, увы! Как мы уже указывали в начале статьи, это как раз тот случай, когда практика работы регистрационных отделений ГИБДД разительно отличается от формального соблюдения прав граждан.
Итак, при обращении в ГИБДД вам не поставят на учёт и не перерегистрируют уже поставленную машину с трещиной лобового стекла. Такова практика 2021 года, и сделать с этим вы вряд ли что-то сможете, хотя, мы бы рекомендовали идти с этим до самого Верховного суда. Это так, потому что судебная практика общей юрисдикции занимает в этом вопросе сторону инспекторов ГИБДД и отказывает в иске о понуждении к регистрационным действиям.
Вот яркий пример судебного решения, где водителю отказали в постановке на учёт из-за трещины на стекле. Он обжаловал такой отказ и подал иск в районный суд о понуждении к регдействиям. Тем не менее, суд отказал в удовлетворении иска, просто сославшись на то, что ГОСТ запрещает иметь трещину на лобовом. И всё тут! Дальше никто разбираться не пошёл (данное решение не было оспорено в высших судебных инстанциях), поэтому завершилось ничем. И таковых решений, к сожалению, вы сможете найти великое множество.
Осмотр автомобиля в ГИБДД
Если трещина на лобовом стекле находится со стороны водителя, то при осмотре в постановке на учет будет отказано — сотрудник выпишет заключение о неисправности транспортного средства. Прежде чем в следующий раз ехать на осмотр, придется устранить трещину или заменить стекло целиком.
Если же дефекты будут находиться по краям стекла или со стороны пассажира и не будут мешать обзору, то в ГИБДД не обратят на это внимание.
В Приказе МВД о постановке автомобиля на учет очень подробно прописываются неисправности, с которыми невозможно зарегистрировать автомобиль. Согласно документу, не подлежат регистрации транспортные средства, конструкция которых не соответствует требованиям безопасности. Детали конструкции расписаны настолько подробно, что даже за отсутствие брызговика или болта в колесном диске могут отказать в регистрации.
Если на стекле скол, а не трещина
Это важная особенность, о которой законы указывают именно о запрещении трещины на стекле. Но про сколы, царапины и другие повреждения в Техническом регламенте ничего не говорится. Поэтому, если рассуждать теоретически, то при других повреждениях машину просто обязаны зарегистрировать в ГИБДД.
При осмотре автомобиля в регистрационном отделении вид повреждения на лобовом стекле будет определять сотрудник МРЭО. Из практического опыта известно, что обычно инспектор при виде дефектов на стекле решает, что повреждение является трещиной. Это происходит даже тогда, когда дефект не похож на трещину. Обжаловать его решение можно только в судебном порядке.
В данном случае вы должны принять решение самостоятельно, что делать. В одном варианте вы можете произвести ремонт трещины или заменить стекло полностью. А в другом – доказывать свою правоту перед инспектором в суде.
Причины и последствия трещины на лобовом стекле
Трещина на автостекле многими ошибочно считается несерьезной проблемой, которая не требует немедленного исправления. На самом деле треснутое лобовое стекло таит в себе куда больше неприятностей, чем принято полагать:
- Если трещина на лобовом остеклении возникла в зоне работы стеклоочистителей, стекло придется менять, иначе автомобиль не пройдет ближайший технический осмотр.
- Когда автостекло треснуло, появившиеся повреждения способны значительно ухудшить обзор. А это в свою очередь может создать аварийную ситуацию.
- Зимой добавляется другая проблема. Автостекла запотевают, а из-за наличия на них трещин нарушается равномерный обогрев и избавление от влаги. При этом также ухудшается видимость.
- Если трещина достаточно серьезная, существует риск разрушения стекла внутрь салона. В этом случае могут пострадать не только водитель, но и все пассажиры.
А если это не трещина, а скол?
Это важная тонкость. Законодательство говорит именно о недопустимости трещины на ветровом стекле. Но умалчивает о сколах, вмятинах и других видах повреждений. Поэтому в теории при прочих повреждениях автомобиль обязаны поставить на учёт. Но только в теории.
Определять, трещина это или нет, в любом случае инспектору, проводящему осмотр в ГИБДД. И на практике он чаще всего постановит, что это трещина, даже если повреждение имеет другую структуру и характер. А обжаловать это придётся только в суде. Что для вас проще – доказывать, что сотрудник не прав через суд или заменить лобовое или отремонтировать трещину до невидимого состояния, решать вам.
Сколько штраф за езду без лобового стекла?
Выше мы уже упоминали, что в Перечне неисправностей прямо прописано, что ездить на машине запрещается в том случае, если отсутствует хотя бы одно предусмотренное изготовителем стекло.
И потому как раз в этом случае штраф 500 рублей будет законен (или предупреждение) по части 1 статьи 12.5 КоАП.
Но финансовая санкция – не самое печальное, к чему может привести такое нарушение. Но нет, мы не будем вас убеждать в опасности ограниченной обзорности. Дело здесь в другом.
ГАИ в 2022 году может прекратить (аннулировать) регистрацию транспортного средства в случае внесения изменений в конструкцию. Отсутствие стекла – это и есть нарушение конструктивной целостности машины. Поэтому такая практика здесь вполне применима. Впрочем, на практике такое происходит редко.
Опасно ли продолжать движение с трещиной на лобовом стекле
Следует смотреть на размер трещины. Если она достигает краев проема, нужно срочно принимать меры. Случалось, что трещина за 2 дня проходила от верхнего края до нижнего, полностью разделив стекло на две части. Острая грань способна перерезать резиновый уплотнитель по краю остекления, и тот выскочит со своего посадочного места, начав бить по кузову. В такой ситуации однозначно потребуется замена, потому что речь идет о безопасности жизни находящихся в автомобиле людей.
Как только стекло значительно треснуло, оно уже потеряло способность противостоять ветровым нагрузкам, которые особенно сильны при большой скорости движения. Остекление в креплениях ослабевает, и повторное попадание любого камня может привести к полному рассыпанию стекла внутрь салона. Частично удержится от полного рассыпания разве что «триплекс».
Но даже это не спасет при экстренном торможении или лобовом столкновении. Стекло, рассыпаясь, вылетает вперед. В случае удара в заднюю часть автомобиля оно влетает в салон, представляя для людей смертельную опасность.
Осмотр автомобиля в ГИБДД
Если трещина на ветровом стекле находится со стороны водителя, автомобиль не будет отсортирован при проверке — сотрудник выдаст акт о том, что автомобиль неисправен. До следующей проверки трещина должна быть отремонтирована или заменено все стекло.
Если дефекты находятся на краю или со стороны пассажира и не мешают обзору, то ГАИ их не заметит.
Приказ Министерства внутренних дел о сортировке транспортных средств делает невозможной сортировку автомобилей, поскольку дефекты настолько подробны. Согласно документу, автомобили, конструкция которых не соответствует требованиям безопасности, не могут быть классифицированы. Детали конструкции указаны настолько подробно, что даже если на колесных дисках нет грязи или винтов, они все равно могут быть отклонены для сортировки.
Когда откажут в регистрации при трещине на стекле
Инспекторы ГАИ откажутся регистрировать автомобиль с разбитым лобовым стеклом и зеркалами, так как эти повреждения не соответствуют государственным стандартам и способствуют возникновению ДТП.
Причинами отказа являются трещины на ветровом стекле со стороны водителя и неполная работа стеклоочистителей в поврежденной зоне. Если из-за трещин в ветровом стекле стеклоочистители не могут сканировать с ветрового стекла капли дождя, снег, пыль и грязь, дорожный инспектор откажется разбирать транспортное средство. Кроме того, нельзя сортировать автомобиль по «организации» трещин, так как это мешает обзорности и повышает риск ДТП.
Согласно нормативным документам, трещина на ветровом стекле относится к неисправности транспортного средства, а также к неисправности тормозной системы или системы рулевого управления. Современные автомобили, выпущенные в последние годы, построены таким образом, что ветровое стекло является элементом, гарантирующим жесткость кузова. Проблемы со стеклом приводят к нарушению жесткости всей системы.
Чем больше трещин, тем сильнее вибрационное воздействие стекла во время движения.
Если на стекле скол, а не трещина
В законах, технических регламентах, ГОСТах и в других нормативных документах указаны запреты на использование автомобилей с треснувшим лобовым стеклом, но о сколах и царапинах ничего не сказано. Поэтому можно предположить, что на небольшой скол при осмотре автомобиля не обратят внимание, и машину поставят на учет.
Но на самом деле чаще всего инспекторы любое повреждение называют трещиной, даже если это неглубокая царапина или микроскол. Оспорить решение сотрудника можно будет только через суд. Скорее всего, исправить повреждение или даже полностью заменить стекло будет дешевле, чем оплатить судебные издержки, в результате которых будет доказана правота сотрудника МРЭО.
К тому же управление авто с трещиной на лобовом стекле небезопасно. Стекло искажает вид, бликует и ограничивает видимость. Треснутое стекло не в состоянии противостоять встречному ветру. А при ударе камнем от мимо проезжающих машин стекло может разбиться, а сам камень влетит в салон.