Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По сути, обеспечение исполнения договора в 223-ФЗ (ОИД) — это сумма денежных средств или документ от банка, который поставщик предоставляет заказчику после победы в торгах. Получается, что это гарантия, которая защищает покупателя товаров, работ и услуг от недобросовестного исполнителя. Поставщики предоставляют его, только если заказчик установил такое условие в документации. Обеспечивать контракт необходимо для защиты от несвоевременного или недобросовестного выполнения обязательств со стороны исполнителя.

Как вернуть или изменить способ обеспечения

Возврат и замена не регулируются нормативами 223-ФЗ. Эти правила устанавливает заказчик, опираясь на положение о закупке.

Один из вариантов срока возврата обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ: обеспечительный платеж возвращается на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней после исполнения договорных обязательств.

Банковскую гарантию не возвращают. Если контракт исполнен надлежащим образом, заказчик не взыскивает по ней обязательства.

Если в положении и в документации правила возврата не установлены, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса. В п. 2 ст. 314 ГК РФ закреплен такой порядок: обеспечительный платеж возвращают после выполнения обязательств в течение 7 дней с момента предъявления требований о возврате.

Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.

При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.

Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.

Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.

Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.

За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.

В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.

Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:

  • зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
  • наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
  • не была предоставлена требуемая документация;
  • нарушались сроки устранения товарных недостатков;
  • была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
  • поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.

Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.

8.1. В соответствии с нормами ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ:

заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если Н(М)ЦД не превышает 5 млн. руб.

– в случае, если Н(М)ЦД превышает 5 млн. руб., то заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5 % Н(М)ЦД.

8.2. ВАЖНО! Для СМП и ССП (в том числе для СЗ) законодатель устанавливает иной размер обеспечения заявки.

8.3. В соответствии с нормами ч. 14.1 пп. «б» п.8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ ст. 3.2, п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:

если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, то в данном случае размер такого обеспечения не может превышать 2 % Н(М)ЦД;

– при этом данное обеспечение заявки может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средствили путем предоставления независимой гарантии.

Читайте также:  Как правильно написать претензию на некачественное оказание услуг по ремонту телефона

8.4. В данном случае при определении права заказчика на установления требования о предоставлении обеспечения заявки участником закупки, применяются общие положения ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, но с учетом норм п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352.

9.1. В соответствии с нормами ч. 31 ст. 3.4, п. 25-26 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:

9.1.1. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер данного обеспечения:

не может превышать 5%Н(М)ЦД, если договором не предусмотрена выплата аванса;

устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

9.1.2. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, данное обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления независимой гарантии.

Ограничения при определении размера предоплаты

Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 приостановлено действие отдельных положений актов Правительства РФ, касающихся установления размеров авансовых платежей в 2022 году. Изменения начали действовать с 30 марта 2022 года.

В 2022 году федеральные заказчики предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта)

Если контракт не подлежит казначейскому сопровождению, авансирование допускается в размере до 50 процентов суммы контракта. При этом и в первом, и во втором случае аванс не может быть больше лимитов бюджетных обязательств, доведённых до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год

Органам власти субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано нормативными правовыми актами установить аналогичные размеры авансов для региональных и муниципальных заказчиков.

Общие правила обеспечения заявок

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

  1. Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
  2. Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
  3. Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
  4. В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
  5. Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
  • внесение денег на специальный счёт;
  • предоставление независимой гарантии.

Обеспечительные меры при закупках через единый агрегатор торговли (ЕАТ)

Регламентом Единого агрегатора торговли предусмотрено, что при участии в закупке вносится обеспечительный депозит. Размер депозита составляет 5% от стоимости товаров, работ, услуг, указанных заказчиком в заявлении на закупку.

Кроме этого, в регламенте предусмотрено, что обеспечительный депозит не возвращается участнику закупки по аналогии с конкурентными закупками в случае отказа от заключения контракта без каких-либо на то причин.

В случае если победитель не осуществляет действий по подписанию контракта в течение одного рабочего дня с момента направления Заказчиком проекта контракта и у оператора EAT отсутствует информация о допущенных в ходе заключения контракта технических ошибках, то оператором ЕАТ осуществляется дополнительная блокировка денежных средств обеспечительного депозита в размере ещё 5% от стартовой цены.

По истечении 30 дней с наступления даты подписания контракта 5% депозита по письменному заявлению подлежат перечислению на его расчётный счёт. Из оставшихся денег депозита оператор EAT спишет комиссионный сбор.

Большинство участников закупки работают с заказчиками, которые осуществляют закупки и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Также есть заказчики, которые работают в двух правовых режимах параллельно — по 44 и 223-ФЗ.

Читайте также:  Размер пенсии военнослужащего в 2024 году

Рассмотрение вопроса об обеспечении исполнения

Когда участник победил в электронном аукционе и заключает контракт с заказчиком, ему требуется в установленный срок предоставить обеспечение исполнения. Размер обеспечения определяется законодательством и зависит от суммы контракта. Как правило, размер обеспечения вычисляется в процентах от суммы контракта и составляет 5-20%.

Основная цель обеспечения исполнения контракта — гарантировать, что участник, победивший в аукционе, выполнит все обязательства по контракту. Заказчик имеет право потребовать исполнения обеспечения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрактных обязательств со стороны участника.

В случае, если участник выполнил все контрактные условия и исполнил обязательства по контракту, обеспечение возвращается ему. В противном случае, обеспечение может быть удержано и использовано заказчиком для покрытия расходов, связанных с исполнением контракта третьей стороной.

Разговор про общие ограничения при установлении размера обеспечения необходимо начать с напоминания о делении в новой редакции Закона № 223 ФЗ всех закупок на конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) и условно неконкурентные. Последние не нужно путать с закупкой у единственного поставщика, ведь в условно неконкурентных закупках происходит соревнование между несколькими поставщиками, и соревнование это проходит по единым правилам. Однако те ограничения, которые установлены Законом № 223 ФЗ с прямым указанием на конкурентные процедуры, этих закупок не касаются.

В частности, не касаются таких закупок ограничения, связанные с размером и случаями обеспечения заявки и обеспечения контракта. В условно неконкурентных закупках заказчик, как и прежде, может сам устанавливать форму и размер обеспечения, не забывая при этом, однако, о тех экономических аспектах, которые были упомянуты выше.

В конкурентных закупках по общему правилу за заказчиком сохранено право устанавливать форму обеспечения заявки, не ограничиваясь лишь резервированием денежных средств и банковской гарантией. Частью 25 статьи 3.2 Закона № 223 ФЗ прямо предусмотрена возможность использовать для обеспечения заявки иные способы, предусмотренные Гражданским кодексом, в том числе независимую гарантию, поручительство и т. п. При этом закон прямо требует описать в закупочной документации порядок возврата обеспечения заявки и условия банковской гарантии. Исходя из того что обеспечение заявки по своей сути является одним из требований к участнику закупки, а в закупочной документации можно устанавливать лишь те требования, которые предусмотрены положением о закупке, можно настоятельно рекомендовать включение в последнее норм о формах обеспечения, о порядке возврата обеспечения, а также о необходимых реквизитах не только для банковской, но и для любой другой независимой гарантии. А вот размеры обеспечения устанавливать необязательно — в каждом конкретном случае заказчик определяет их исходя из особенностей предмета закупки, а значит, достаточно будет прописать их в извещении или в документации.

Правда, максимальный размер обеспечения заявки для конкурентных закупок императивно ограничен самим Законом № 223 ФЗ. Согласно части 27 той же статьи 3.2 предельный размер обеспечения заявки в этих закупках не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены. Но в отличие от госзаказчика для субъектов Закона № 223 ФЗ не установлен минимально допустимый размер обеспечения заявки — иными словами, заказчик может и вовсе не требовать его от участников закупки в своей закупочной документации.

Ограниченны и случаи применения этого инструмента в конкурентных закупках: обеспечение заявки в таких закупках допустимо требовать лишь в том случае, если начальная (максимальная) цена превышает 5 миллионов рублей. Этот запрет касается не только резервирования денежных средств, но и банковской гарантии и иных форм обеспечения. Что касается обеспечения договора, то заказчик даже при проведении конкурентной закупки не обязан его устанавливать вовсе. А если уж решил установить, то не ограничен ни в выборе размера, ни в выборе формы такого обеспечения. Однако стоит помнить о том, что если заказчик указал в документации несколько форм обеспечения — будь то обеспечение контракта или обеспечение заявки, — то поставщик выбирает сам, какую из предложенных форм он будет использовать.

При этом в обычной конкурентной закупке заказчик не может запретить участнику пользоваться для целей обеспечения заявки или обеспечения договора услугами банка, не входящего в правительственный перечень, о котором пойдет речь ниже. Ведь этот перечень касается лишь случаев проведения конкурентных закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ существует несколько способов, среди которых наиболее распространенными являются использование гарантий и банковских гарантий. Гарантия исполнения договора — это обязательство одной стороны (гаранта) перед второй стороной (заказчиком) обеспечить исполнение требований договора или выплатить определенную сумму в случае невыполнения условий контракта.

Читайте также:  Поменять фамилию в паспорте что нужно

Гарантия исполнения договора может быть банковской или небанковской. Банковская гарантия предоставляется банком и обеспечивается денежными средствами, которые банк готов вернуть заказчику в случае невыполнения контракта исполнителем. Небанковская гарантия может быть предоставлена страховыми компаниями или иными специализированными организациями.

Для получения гарантии исполнения договора заказчик должен обратиться к потенциальным гарантам с заявлением, в котором указываются все необходимые данные о договоре и требования по его обеспечению. После рассмотрения заявления гарантом составляется договор о предоставлении гарантии и вносится сумма обеспечения, которая зависит от суммы контракта и требований заказчика.

Суммы обеспечения исполнения договора определяются участниками контракта и могут составлять от одного до десяти процентов от стоимости договора. В случае успешного исполнения контракта заказчик может вернуть гарантию исполнения. Если же контракт не будет выполнен или будут нарушены его условия, заказчик имеет право обратиться к гаранту для получения соответствующей компенсации.

Таким образом, способы обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ очень важны и детально описываются в требованиях к документации. Надежное обеспечение исполнения контракта — это гарантия безопасности и минимизации рисков для заказчика. Поэтому стоит внимательно изучать требования и выбирать такой способ обеспечения, который будет наиболее эффективным и надежным для конкретного договора.

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Возможность оформления возврата обеспечения должна быть указана в проекте соглашения. Реализация этого правила на практике облегчит решение спорных вопросов, если таковые возникнут.

Основной момент, который интересует подрядчика при оформлении возврата средств, — в какой срок будут перечислены деньги. Период устанавливает заказчик, ориентируясь на то, выполнены обязательства по контракту или нет. Фактически договор считается исполненным, когда подписывается акт приемки-сдачи работ. При этом для подрядчика актуален вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если положение о них содержалось в условиях контракта. Однако не обязательно, что деньги будут находиться у заказчика до окончания гарантийных обязательств.

Что же нужно сделать для возвращения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ? Как правило, стороны заранее обговаривают алгоритм действий и прописывают его в соглашении. Когда возникает такой случай, подрядчик должен составить письмо с просьбой о возврате средств и указанием реквизитов для перевода. Сообщение отправляется заказчику. Если госкомпания не вернет обеспечение в назначенный срок, то будут наложены штрафные санкции, размер которых также прописывается в контракте. В крайнем случае, подрядчик может обратиться за помощью в суд.

Однако иногда возникают ситуации, когда исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, но назад его не получает. Так бывает, когда подрядчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные договором. Заказчик даже имеет право инициировать процедуру расторжения контракта. В этом случае обеспечение в виде перечисленных денежных средств не будет возвращено поставщику. Если же заказчику была предоставлена банковская гарантия, то финансовое учреждение обязано будет выплатить госкомпании положенную сумму, а затем взыскать ее с подрядной организации.

Часто задаваемые вопросы об обеспечении исполнения контракта по 44-ФЗ

Чем грозит непредоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в срок?

Если предоставление обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не состоялось в срок, статья закона гласит, что подрядчик, совершивший подобное деяние, будет считаться отказавшимся от подписания соглашения. Ему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Дальнейшую участь нерадивого подрядчика будет определять Федеральная антимонопольная служба РФ. Чаще всего организацию добавляют в список недобросовестных поставщиков и лишают ее обеспечения исполнения контракта. Бывают случаи, когда подрядчику удается доказать, что обвинения были выдвинуты несправедливо. Тогда компания может отделаться предупреждением. Но надеяться на такой исход событий не стоит, т. к. ФАС может посчитать доказательства невиновности неполными. И тогда карательных мер не избежать.

Чтобы не сталкиваться с нарушениями условий контракта, подрядчику нужно учитывать следующие моменты:

  • Во-первых, необходимо грамотно планировать свое время. Этап, следующий за завершением аукциона, — обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Для победителя тендера это первоочередная задача, решение которой нельзя откладывать. Особенно, если выбирается банковская гарантия.
  • Во-вторых, нужно помнить, что на оформление банковского поручительства требуется несколько дней.
  • Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (статья 96, ч. 4) вносится исключительно победителем тендера. Закон гласит, что посредники в этом деле не допускаются.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...