Дознание и предварительное следствие в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознание и предварительное следствие в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.

О группе дознавателей…

В постановлении одновременно должен быть приведен поименный список уполномоченных начальником отдела дознания на производство дознания по делу лиц, указано, кому из дознавателей поручается руководство группой.

В состав группы дознавателей могут входить также сопровождающие расследование оперативники. Порядок расследования группой дознавателей закреплен в ст. 223.2 УПК РФ. Руководитель группы дознавателей должен организовать работу группы, руководить деятельностью членов группы, составить обвинительный акт.

О группе дознавателей…

Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.

В постановлении одновременно должен быть приведен поименный список уполномоченных начальником отдела дознания на производство дознания по делу лиц, указано, кому из дознавателей поручается руководство группой.

В состав группы дознавателей могут входить также сопровождающие расследование оперативники. Порядок расследования группой дознавателей закреплен в ст. 223.2 УПК РФ. Руководитель группы дознавателей должен организовать работу группы, руководить деятельностью членов группы, составить обвинительный акт.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Уголовный процесс: конспект лекций

Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл.

21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями прокуратуры.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. бет. 151 УПК. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Правила о соединении и выделении уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам (ст. 153 УПК).

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования.

При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

  • Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:
  • 1) отдельных обвиняемых по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;
  • 2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
  • 3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.
Читайте также:  ООО на ЕНВД с физ лицами отчетность на 2024 год

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Обзор судебной реформы

Судебная реформа, введенная в 2024 году, имела за цель улучшение и эффективности предварительного следствия в России. В результате внесенных изменений был усилен контроль над следствием, повышена независимость судей и упрощена процедура судебного разбирательства. Обзор судебной реформы дает возможность лучше понять изменения, произошедшие в системе предварительного следствия.

Одним из ключевых изменений судебной реформы было введение электронных систем и технологий в работу судебных органов. Теперь все материалы и документы предварительного следствия могут быть хранены в электронном виде, что значительно ускоряет и упрощает доступ к ним. Кроме того, была внедрена цифровая подпись, что позволяет обеспечить конфиденциальность и достоверность представляемых документов.

Еще одним важным изменением в судебной реформе стало создание независимой процедуры назначения судей. Теперь на должности судей могут быть назначены только те, кто отвечает определенным требованиям и удовлетворяет установленным критериям. Это позволяет повысить квалификацию судей и увеличить доверие к системе судопроизводства.

Также судебная реформа привела к упрощению процесса судебного разбирательства. Была введена обязательная предварительная судебная экспертиза, которая позволяет установить факты и доказательства дела до начала судебного процесса. Это помогает судьям принимать обоснованные и справедливые решения, а также сокращает время, необходимое для разрешения дела.

Преимущества Недостатки
Улучшение доступа к материалам и документам предварительного следствия Некоторые проблемы с внедрением новых технологий и электронных систем
Повышение независимости и компетентности судей Требуется время для освоения новых процедур и правил
Ускорение судебного процесса и сокращение времени разбирательства дела Изменение требований и процедур могут вызвать некоторые затруднения

Обзор судебной реформы позволяет оценить положительные и отрицательные аспекты введенных изменений и перспективы их дальнейшего развития. Внедрение новых технологий, повышение независимости судей и упрощение процедуры судебного разбирательства осуществляются с целью обеспечения справедливости и эффективности предварительного следствия в будущем.

Сроки предварительного расследования

За определенный отрезок времени уполномоченные лица должны провести полный комплекс процессуальных действий, ограничение устанавливается на уровне законодательства РФ и необходим, чтобы как можно скорее было раскрыто преступление, а виновные лица были наказаны. Следственные органы за это время смогут собрать доказательную базу, что в дальнейшем окажет содействие гражданам при рассмотрении дела в суде. Начало этого периода исчисляется с момента возбуждения уголовного делопроизводства.

Обратите внимание! Если последний день этого периода выпадает на выходной и праздничный день, то он автоматически передвигается на первый рабочий следующий за нерабочим.

Стандартный срок для проведения следственных мероприятий – 2 месяца. В исключительных случаях его можно продлить до 3-х месяцев, но только по решению специально уполномоченных на это лиц. Для этого руководитель органа, проводящего расследование, выносит соответствующее решение. Если этого времени также будет недостаточно для проведения качественного изучения дела и выявления всех обстоятельств происшествия, то такое решение будет приниматься руководящим составом на уровне субъекта РФ. Это позволит вести расследование не более одного года.

Рассмотрим, какие моменты могут повлиять на продолжительность срока следственных действий:

  • отрезок времени, пока следственные органы будут проводить проверку, до момента возбуждения дела не будет включен в этот период;
  • выбрасывается из общего периода промежуток, затраченный для принятия мер по обжалованию дела в связи с выявлением дополнительных обстоятельств, для устранения выявленных нарушений и т.д.;
  • если срок будет приостановлен по основаниям, регламентированным УПК РФ, то этот период не будет включаться в общую продолжительность.

Длительность предварительного расследования

Длительность предварительного расследования – это период времени, который устанавливается законом для проведения следственных действий и сбора доказательств в уголовном процессе. Он является важной составляющей этапа предварительного расследования и может варьироваться в зависимости от сложности дела, наличия новых фактов и обстоятельств.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству, сроки предварительного расследования могут быть продлены в случае необходимости дополнительных проверок и проведения дополнительных следственных действий. В таких случаях, суд может принять решение о продлении срока предварительного расследования на определенный период времени.

Длительность предварительного расследования может также зависеть от особенностей рассматриваемого уголовного дела. Например, в случаях, когда дело имеет сложную структуру, включает большое количество участников или требует проведения экспертиз и судебных исследований, сроки расследования могут быть продлены.

Однако следует учитывать, что уголовное законодательство также предусматривает обязательные сроки, в рамках которых следователь должен завершить предварительное расследование и передать дело в суд. Это сделано для обеспечения соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также для предотвращения протяженности уголовного процесса.

Порядок продления сроков предварительного расследования

Сроки предварительного расследования, установленные законом, могут быть продлены в определенных случаях. Для продления сроков расследования необходимо представить письменное ходатайство с указанием причин необходимости продления. В таком ходатайстве указываются конкретные факты, которые требуют дополнительного времени для проведения следственных действий.

Читайте также:  Как составить исковое заявление об определении места жительства ребенка в 2024 году? Советы юриста по семейному праву

О продлении сроков предварительного расследования решает следователь или прокурор, в зависимости от стадии дела. Решение о продлении принимается с учетом законодательства и следующих критериев: сложность дела, необходимость проведения дополнительных следственных действий, объем материалов в деле, наличие новых обстоятельств.

После рассмотрения ходатайства суд может принять решение о продлении сроков расследования по уважительным причинам. При этом судья должен учитывать обоснованность просьбы следователя или прокурора, а также интересы защиты обвиняемого.

Общий срок предварительного расследования не может превышать двух месяцев. Однако в особых случаях, предусмотренных законом, данный срок может быть продлен до шести месяцев. При продлении сроков расследования следует обеспечивать соблюдение прав и законных интересов всех сторон уголовного процесса.

Итак, порядок продления сроков предварительного расследования предусматривает подачу ходатайства, рассмотрение его следователем, прокурором или судьей, а также принятие решения о продлении сроков с учетом законодательных требований и интересов сторон. При этом необходимо соблюдать установленные сроки и обеспечивать права участников уголовного процесса.

Что делать специалисту по охране труда?

Не паникуйте 🙂 Не так уж часто нам приходится расследовать профессиональные заболевания работников.

  1. Чтобы ничего не напутать, такую же «тревожную папку», как мы советовали для расследования несчастных случаев.

Положите в неё:

  • НПА, регламентирующие Порядок расследования;
  • пошаговые алгоритмы расследования с пояснениями по каждому этапу;
  • шаблоны оформления документов.
  1. Разработать и утвердить внутренний порядок расследования и учёта случаев профессиональных заболеваний работников для своей организации на основании нового Порядка.
  2. Доведите информацию о новом порядке расследования до своих коллег.

На этом пока всё.

Общие условия предварительного расследования

Замечание 1

Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.

Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.

Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:

  • уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
  • подследственность уголовных дел;
  • обязательность предварительного следствия;
  • место и начало проведения предварительного следствия;
  • производство следственной группой предварительного следствия;
  • срок предварительного следствия;
  • деятельность органов дознания;
  • общие правила следственных дел;
  • окончание производства предварительного расследования;
  • протоколирование следственных действий;
  • удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
  • меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • соединение и выделение дел;
  • использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
  • недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
  • принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
  • участие понятых, переводчика, специалиста.

Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, Прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.

Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.

Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.

По которым предварительное следствие не обязательно

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Ст. 63. При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления, по которому предварительное следствие не обязательно, дознаватель выносит мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 143 УПК РФ).

О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами см. также Инструкцию, утвержденную Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР 18 октября 1989 г. N 34/15)

5. Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием понятых и (при необходимости) специалиста, о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.

2. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Понятие и общие условия предварительного расследования

Соединение и выделение уголовных дел. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 153 – 155 УПК РФ). Как правило, по каждому уголовному делу (совершенному преступлению) проводится отдельное расследование. Однако для успешного расследования уголовного дела и выявления всех участников преступления и роли их в преступлении закон допускает возможность соединения в одном производстве уголовных дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии, одного лица, совершившего несколько преступлений, а также лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений, расследуемых по этим делам (ст. 153 УПК РФ). Соединение уголовных дел возможно в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или одно или несколько преступлений совершены несколькими лицами. Основанием для такого вывода можно считать сходность способа совершения преступления, совпадающий объект, общие характерные данные о личности и др.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст.152 УПК РФ. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток (ст. 152 УПК РФ).

Читайте также:  Кто платит за проведение экспертизы судебной установление отцовства

Отличия следствия от дознания

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».

Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).

Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.

У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.

Понятие, задачи, значение стадии предварительного расследования

Предварительное расследование – это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, на которой специально уполномоченные органы и должностные лица (следователь, руководитель следственного органа, дознаватель и орган дознания) осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливается виновность (или невиновность) лица в совершении преступления, а также иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

Предварительное расследование следует рассматривать в двух аспектах: как самостоятельную стадию уголовного судопроизводства и как деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...