Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России работают несколько монопольных организаций: ПАО «РЖД», ГУП «Мосгортранс», ОАО «Почта России» и др. У них специфическая сфера деятельности, так что потенциальным конкурентам не выгодно вступать в данную нишу. Антимонопольная служба на постоянной основе контролирует деятельность таких предприятий. К примеру, если монополист необоснованно завышает цены, пользуясь доминирующим положением на рынке, его обяжут вернуть все к изначальным показателям под угрозой штрафа.

Как не стать монополистом

Если предприятие не обладает специфическими особенностями, то монополия может лишь повредить ему, так как ФАС начнет проверки, которые могут выявить ряд нарушений.

Ранее монополистом могли признать не только крупный, но и малый бизнес. Например, в 2011 году ФАС признала монополистом ИП из Тульской области только за то, что он поставлял электроэнергию садовому товариществу по своим сетям. Это значит, что его доля на рынке составила 100 процентов.

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

  • поступление жалобы на действия государственного или муниципального заказчика (если речь идет о таковых участниках) при условии, что такая жалоба поступила от участников закупочных мероприятий;
  • в отношении Федеральной антимонопольной службы поступила информация о том, что было нарушение действующего законодательства в тех сферах, которые контролирует указанный государственный орган;
  • у ранее вынесенного предписания истек срок его исполнения, и возникла необходимость провести проверку исполнения такого предписания.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

ФАС России на современном этапе

Создание Общественного совета проводилось по новым правилам, разработанным правительством: участвовали Гражданская палата Российской Федерации и Открытое правительство. Он образован из представителей неправительственных и некоммерческих организаций – 75% кандидатов от гражданской палаты и 25% – от Экспертного совета при правительстве Российской Федерации. В Общественный совет вошли представители ведущего бизнеса ассоциации, Ассоциация юристов России, Ассоциация экспертов по конкуренции.

Замечание 1

ФАС России разработал Порядок исчисления максимально допустимого ежегодного перечисления тарифов на услуги общего пользования и связи с общественностью, используя метод максимального ценообразования и правила его применения.

Такие изменения дают возможность получить прибыль от эффективного управления затратами. Цель метода, обеспечивающего возможность получить прибыль от эффективности управления затратами (инфляция минус X-фактор) заключается в подчинении предмета естественных монополий правилам, воспроизводят дисциплину конкурентных рынков. Этот подход определяет обоснованность сравнения динамики производительность экономического субъекта с производительностью экономики страны в целом и будет точнее отражать стимулы рынке. Операторы связи осуществляли апробацию Приказа. этот метод может применяться не только в сфере общения, но и в других регулируемых сферы.

Читайте также:  Плюсы кадрового аутсорсинга материальные и не только

Проект этого нормативно-правового акта прошел процедуру общественного обсуждения и антикоррупционную экспертизу и была утверждена FAS Методическим советом по вопросам тарифного регулирования. Утверждение приказа запланировано на 2018 год. Регулирования в топливно-энергетическом комплексе

Что это за служба? ФАС также можно описать вкратце.

  • Эта служба была создана 9 марта 2004 года.
  • Ее предшественниками были: Государственный антимонопольный комитет РСФСР и поддержка новых экономических организаций; Государственный антимонопольный комитет РФ; поддержка антимонопольной деятельности и предпринимателей.
  • Антимонопольная служба относится к Правительству РФ. Она подчиняется непосредственно Председателю. Служба представляет ежегодный отчет о своей деятельности.
  • Правительство РФ также возглавляет ФАС.
  • Штаб-квартира Российской антимонопольной службы расположена по адресу: Москва, Садовая-Кудринская, 11.
  • В штаб-квартире Службы работает около 860 сотрудников. На территории службы работает более 2 500 сотрудников.
  • Генеральным директором является Игорь Артемьев (с марта 2004 года).
  • У государственных учреждений есть свои официальные сайты.

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы знаете, чем занимаются антимонопольные службы в нашей стране. Давайте рассмотрим законодательные акты, которые составляют ее основу.

  • Федеральный закон «О защите конкуренции».
  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок проектов, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд».
  • Федеральный закон «Об обороне и государственных закупках».
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в объекты, имеющие стратегическое значение для Российской Федерации».
  • Федеральный закон «О рекламе».
  • Федеральный закон «Об основных принципах государственного регулирования коммерческой деятельности в Российской Федерации».

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом.

  1. Для расследования дела созывается специальная комиссия. В ее состав входят сотрудники антимонопольного органа (не менее трех сотрудников). Председателем комиссии является руководитель конкретного территориального органа или один из его заместителей.
  2. Если дело рассматривается в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашается представитель Центрального банка России.
  3. Дела обязательно рассматриваются с участием как заявителя, так и ответчика. Они представляют свою позицию и доказательства в свою защиту.
  4. После выступлений стороны расходятся. В случае их отсутствия члены комитета принимают решение на основе большинства голосов в пользу одной из позиций.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется представление дополнительных доказательств, участие определенных заинтересованных сторон и проведение экспертного расследования, дело откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения дела комиссией разбирательство может быть прекращено в двух случаях. Во-первых, члены комиссии не обнаружили в действиях ответчика нарушений антимонопольного законодательства. Во-вторых, было установлено, что ответчик нарушил российское законодательство. В этом случае ответчику выдается соответствующее предписание, которое он должен исполнить.

Как решение органов ФАС РФ, так и предписание могут быть оспорены в суде.

Что это за служба? ФАС также можно описать вкратце.

  • Эта служба была создана 9 марта 2004 года.
  • Ее предшественниками были: Государственный антимонопольный комитет РСФСР и поддержка новых экономических организаций; Государственный антимонопольный комитет РФ, поддержка антимонопольной деятельности и предпринимателей.
  • Антимонопольная служба относится к Правительству РФ. Она подчиняется непосредственно Председателю. Служба представляет ежегодный отчет о своей деятельности.
  • Правительство РФ также является руководителем ФАС.
  • Штаб-квартира Российской антимонопольной службы расположена по адресу: Москва, Садовая-Кудринская, 11.
  • В центральном аппарате Службы работает около 860 сотрудников. На территории службы работает более 2 500 сотрудников.
  • Генеральным директором является Игорь Артемьев (с марта 2004 года).
  • У государственных учреждений есть свои официальные сайты.

Главные направления деятельности

Что такое Антимонопольная служба Российской Федерации? Ее основная стратегическая цель — обеспечение свободы конкуренции и ограничение нарушений монополии в российском экономическом пространстве.

Исходя из этой цели, выделяются основные направления работы.

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, которые не характеризуются как естественные монополии.
  • Предотвращает и сдерживает вмешательство государственных органов, региональных и муниципальных властей в рынок. Снижение возможности возникновения коррупционных рисков при распределении местных и государственных заказов.
  • Обеспечивает доступ потребителей к продукции, услугам и товарам, реализуемым субъектами естественных монополий. А также развивает конкуренцию в среде этих естественных монополий.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом.

  1. Для расследования дела созывается специальная комиссия. В ее состав входят сотрудники антимонопольного органа (не менее трех сотрудников). Председателем комиссии является руководитель конкретного территориального органа или один из его заместителей.
  2. Если дело рассматривается в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашается представитель Центрального банка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они представляют свою позицию и доказательства в свою защиту.
  4. После выступлений стороны расходятся. В случае их отсутствия члены комитета принимают решение на основании большинства голосов в пользу одной из позиций.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется представление дополнительных доказательств, участие определенных заинтересованных лиц или проведение экспертного расследования, дело откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения дела комиссией разбирательство может быть прекращено в двух случаях. Во-первых, члены комиссии не обнаружили в действиях ответчика нарушений антимонопольного законодательства. Во-вторых, было установлено, что ответчик нарушил российское законодательство. В этом случае ответчику выдается соответствующее предписание, которое он должен исполнить.
Читайте также:  Переводим ли часы в 2024 году в России

Как решение органов ФАС РФ, так и предписание могут быть оспорены в суде.

История возникновения

Прототипом ФАС был Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». В год создания численность этого подразделения государственной власти составляла около ста пятидесяти человек, однако уже к 1992 году сотрудниками этого гос.комитета РСФСР составляла триста пятьдесят человек.

Уже в 1997 году этот комитет расширился за счет создания подотчетных ему учреждений:

  • Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
  • Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте;
  • Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи.

Такая развитость антимонопольной службы создавала большие трудности для развития бизнеса в молодой Российской Федерации, а так же способствовали задержки решения выявленных нарушений и развитию коррупции на местах.

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

ФАС России на современном этапе

Создание Общественного совета проводилось по новым правилам, разработанным правительством: участвовали Гражданская палата Российской Федерации и Открытое правительство. Он образован из представителей неправительственных и некоммерческих организаций – 75% кандидатов от гражданской палаты и 25% – от Экспертного совета при правительстве Российской Федерации. В Общественный совет вошли представители ведущего бизнеса ассоциации, Ассоциация юристов России, Ассоциация экспертов по конкуренции.

Замечание 1

ФАС России разработал Порядок исчисления максимально допустимого ежегодного перечисления тарифов на услуги общего пользования и связи с общественностью, используя метод максимального ценообразования и правила его применения.

Такие изменения дают возможность получить прибыль от эффективного управления затратами. Цель метода, обеспечивающего возможность получить прибыль от эффективности управления затратами (инфляция минус X-фактор) заключается в подчинении предмета естественных монополий правилам, воспроизводят дисциплину конкурентных рынков. Этот подход определяет обоснованность сравнения динамики производительность экономического субъекта с производительностью экономики страны в целом и будет точнее отражать стимулы рынке. Операторы связи осуществляли апробацию Приказа. этот метод может применяться не только в сфере общения, но и в других регулируемых сферы.

Читайте также:  Как коснется тем кто осужден за хранение наркотиков в 2024 году на исправительные работы по отбытию 23 наказания

Компетенция Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рамках Закона № 44-ФЗ ФАС России

1) осуществляет контроль:

— за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд требований к энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг;

— за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формированием и применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении оборонного заказа;

— за соблюдением государственными заказчиками требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение государственного оборонного заказа, и за выполнением финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам);

— за соблюдением головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

2) осуществляет согласование:

— применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3) выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе предписания об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4) ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в пределах своей компетенции.

5) осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

6) на основании заявления заказчика принимает решение о возможности закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в случаях, если предписание об отмене результатов конкурса или электронного аукциона выдано Службой.

7) рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...