Памятка водителю при общении с ДПС в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка водителю при общении с ДПС в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.

Новый порядок надзора ГИБДД

Для начала приведу немного общей информации о новом нормативном документе.

Не смотря на то, что новый порядок надзора довольно объемный (77 листов формата А4), он гораздо меньше, чем ранее действовавший административный регламент. И это ведет к следующему:

1. Многие процедуры в новом документе описаны довольно сжато. Если ранее им были посвящены несколько десятков пунктов, то теперь законодатели ужали их до одного-двух абзацев. А это ведет к тому, что некоторые важные для водителей вопросы в документе больше не описаны.

2. Из документа исключены некоторые пункты и разделы, которые ранее дублировали пункты других нормативных документов. Такие изменения можно оценить позитивно, так как если пункты разных документов дублируются, то законодатели про это быстро забывают. При очередном обновлении продублированные пункты могут стать разными, а водителям становится непонятным, каким из пунктов следует пользоваться.

Порядок осмотра и досмотра

Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:

  • получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
  • необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
  • имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.

Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:

  • проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
  • проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
  • задержание правонарушителей.

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Если вас остановил инспектор ГИБДД, который инкриминирует вам правонарушение, уточните у него наличие доказательств. К таким доказательствам относятся, например, результаты фото- или видеофиксации. При наличии доказательств нарушения ПДД составляется административный протокол. Обратите внимание, что в любом случае действует принцип презумпции невиновности. Если вы не согласны, то совершили нарушение, вы можете не подписывать протокол или заносить в него свое несогласие. В последнем случае в строке «Подпись нарушителя» нужно исправить на «Подпись водителя», указать «Не согласен» и подписаться. Также рекомендуется проставить прочерки в графах с указанием свидетелей, чтобы далее в них не были записаны случайные лица. Также вы имеете право внести в протокол уточняющие сведения. Инспектор обязан предоставить водителю экземпляр протокола о нарушении. Его можно использовать в дальнейшем, чтобы оспорить действия сотрудника ГИБДД.

Оформление протокола о нарушении ПДД – важные моменты

Заполняет протокол шариковой ручкой инспектор ГИБДД. Не подписывайте документ, если он заполнен карандашом, в нем есть исправления или неразборчивые и непонятные формулировки. Вы также не обязаны подписывать документ, в котором не заполнены все поля. Есть несколько важных рекомендаций, которые стоит учитывать при составлении протокола о нарушении правил дорожного движения:

  • обязательно требуйте копию, которую вы можете забрать себе (она должна быть подписана инспектором);
  • если вы уверены в своей правоте, не пишите, что согласны с выписанным штрафом, это снизит шансы оспорить документ;
  • в течение 10 дней после получения протокола обратитесь в суд, если вы решили доказывать свою правоту;
  • для дальнейшего оспаривания лучше напишите, что вы не согласны с нарушением ПДД, и поставьте подпись;
  • вы не обязаны идти в патрульное авто для составления и подписания бумаг – вас могут посадить в полицейское авто только при задержании.
Читайте также:  Как оплатить штраф за распитие спиртных напитков как оплатить штраф за распитие спиртных напитков

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, что они могут, а что нет

До октября 2022 года действовал Приказ МВД № 185, который по объективным причинам перестал соответствовать нормам иных законодательных актов, а также возможностям информационных технологий. Множество вопросов, которые ранее вообще не были урегулированы для взаимоотношений сотрудников ГИБДД и автовладельцев, нашли свое отражение в регламенте. Применение Приказа № 664 началось с 20 октября 2022 года и распространяется на любые случаи общения сотрудников ГИБДД с автовладельцами или пешеходами.

Использование частных камер видео- и фотофиксации подразумевает их соответствие ГОСТ. Эти сведения сотрудник ГИБДД будет обязан внести в процессуальный протокол о правонарушении. Частные камеры могут передаваться для обслуживания частных лиц и организаций, если такая возможность предусмотрена на региональном уровне.

Нужно ли автовладельцу выходить из машины

С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.

В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.

Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:

  • если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
  • для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
  • если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
  • для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
  • в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
  • если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.

Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.

Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.

Не надо меня снимать!

20 октября 2017 года в силу вступил новый регламент для сотрудников ДПС, из которого исчез следующий пункт, разрешавший водителям записывать на видео действия инспекторов: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». Это обстоятельство ввело некоторых граждан в заблуждение и заставило полагать, что съемка действий гаишников отныне запрещена, однако это не так. Административный регламент является ведомственным документом, распространяющимся только на сотрудников МВД и не меняющим права и обязанности граждан. Кроме того, 29 статью Конституции Российской Федерации еще никто не отменял: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Напоследок хочу напомнить вам, что на основании пункта 21 Приказа МВД, инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, согласно абзацу 1 пункта 20 Приказа МВД, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Отдельно стоит отметить, что при выполнении обязанностей и требовании соблюдения своих прав водитель в любой ситуации должен вести себя корректно, не допускать нецензурных выражений, брани или агрессивного поведения. В противном случае подобные действия могут быть рассмотрены как препятствие выполнению сотрудникам ГИБДД прямых обязанностей или нанесение оскорбления – такие факты даже при отсутствии нарушений ПДД неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности и несение наказания, которое будет назначено при судебном разбирательстве.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Естественно теоретическая подкованность автолюбителя – это далеко не всё, что нужно автолюбителю. Ему необходимо также живое общение с инспектором. Однако набивать «шишки» путём учебы на дороге — не стоит. Такая «учеба» чревата оформлением по части 1 статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию сотрудника ГИБДД) или другими неприятностями.

Пожалуй это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2023 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Паспорт транспортного средства? Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Согласно законодательству, инспектор является должностным лицом, осуществляющим свои полномочия в рамках установленной компетенции. С другой стороны, располагается водитель. Общение между ними должно происходить на основе равенства и ни при каких обстоятельствах не допускается выход за пределы закона, это наказуемо. Любые отношения должностного лица с водителем получили регламентацию в Приказе МВД России No 185 от 02.03. 2009.

Исход встречи с сотрудником ГИБДД во многом зависит от водителя, в частности, от умения правильно разговаривать. В статье будут рассмотрены новые правила общения с сотрудниками ГИБДД. Ни для кого не секрет, что уверенность, спокойствие и знание норм законодательства позволят грамотно вести диалог с инспектором. Следование правилам позволит избежать всевозможных конфликтов и последующих проблем.

ВАЖНО . Стоит помнить, что в первую очередь, инспектор несет службу и за невыполнение своих обязанностей, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Поэтому, если действительно был факт совершения правонарушения, не стоит устраивать из диалога цирк.

Поскольку «остановка автомобиля» — принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы – недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

Читайте также:  Регистрация иностранных граждан в России по месту пребывания в 2024 году

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права (статью 25.1 КоАП РФ и статью 51 Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.

Обязанности сотрудника ГИБДД после остановки машины

Согласно новому регламенту, инспектор, остановив транспортное средство (независимо от причины остановки), обязан проделать ряд действий:

  • Подойти к автомобилю — не «вразвалочку», а без промедления.
  • Поздороваться с водителем и представиться, назвав свое Ф. И. О., специальное звание и должность.
  • «Отдать честь», приложив правую руку к головному убору.
  • Рассказать, зачем он остановил вас. Часто инспектор в ответ на недоуменный вопрос водителя отвечает: «А сами-то как думаете?» В этом случае стоит вежливо напомнить ему, что объяснять причину остановки — его обязанность, а не ваша.
  • Неотъемлемое право водителя при остановке ДПС — потребовать у сотрудника служебное удостоверение. Можно не только рассмотреть данные инспектора, но и зафиксировать их для себя.

После выполнения всех перечисленных действий инспектор может предложить автомобилисту предъявить документы.

Взяточничество существует, и всегда можно встретить как недобросовестных водителей, предлагающих деньги, так и сотрудников, вымогающих их. Да, это может оказаться довольно быстрым способом решения внезапной мелкой проблемы, которую невозможно устранить в данный момент, но прибегать к этому способу всё же не стоит, хотя бы потому, что существует статья 291 УК РФ, предполагающая ответственность за дачу взятки должностному лицу.

Так можно легко получить штраф до 500 000 руб, исправительные работы на период до 2 лет, принудительные работы на период до 3 лет или вовсе лишение свободы сроком до 2 лет. Чем больше взятка, тем больше окажется штраф и тюремный срок.

Не стоит забывать, что в машине сотрудника ДПС часто установлена записывающая техника, а поблизости могут находиться свидетели. Даже при требовании денег прямым текстом стоит давать согласие только на оформление штрафа по протоколу, после чего последует рассмотрение его в соответствии с законом.

Автоинструкторы всегда в курсе

Благодаря следованию памятке водителю при общении с ДПС удается избегать штрафов, лишения прав и прочих неприятностей. Однако в России ПДД в последние годы меняются настолько стремительно, что даже профессиональные водители не всегда успевают их отслеживать. И только частные автоинструкторы, которые в силу своей принадлежности к «дорожным учителям» всегда в курсе последних событий, способны ежедневно штудировать законодательство. Поэтому взять у них пару-тройку уроков — всегда только на пользу!


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...