Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько положено квадратов жилой площади на человека в 2024 году при получении жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несколько иначе то, сколько квадратных метров положено на человека, определяет учетная норма. Собственно, по самому термину можно понять его значение: если на жильца в помещении приходится меньшее пространство, он вправе встать на учет в местном муниципалитете как нуждающийся в улучшении условий по жилью.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Для постановки на учёт подают:
- Паспортные данные всех членов семьи и свидетельства о рождении детей до 14 лет
- Выписку из ЕГРН
- Технический паспорт жилья
- Документы о материальном положении семьи — справку 2-НДФЛ, другие документы
Очереди на получение нового жилья часто ждут несколько лет.
Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России в 2024 году
Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2024 году.
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). |
— |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из:
Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.
Что учитывается при предоставлении жилплощади сотрудникам
При рассмотрении вопроса о предоставлении жилплощади сотрудникам в Российской Федерации учитываются несколько факторов, которые определяют возможность и условия предоставления данного жилья.
Ниже представлен перечень основных критериев, которые учитываются при предоставлении жилплощади сотрудникам:
- Категория должности сотрудника. В зависимости от категории должности сотрудника может быть определен размер жилплощади, предоставляемый ему в соответствии с законодательством.
- Местонахождение работы. Расположение рабочего места и его удаленность от места проживания сотрудника также может влиять на условия предоставления жилплощади.
- Семейное положение сотрудника. Наличие семьи или иждивенцев может оказывать влияние на размер предоставляемой жилплощади.
- Стаж работы. Длительность трудового стажа сотрудника может учитываться при предоставлении жилья.
Фактор | Условия предоставления жилплощади |
---|---|
Категория должности | Определение размера жилплощади в соответствии с законодательством |
Местонахождение работы | Учет удаленности рабочего места от места проживания сотрудника |
Семейное положение | Учитывается наличие семьи или иждивенцев |
Стаж работы | Рассматривается длительность трудового стажа сотрудника |
Вышеуказанные факторы позволяют определить необходимость и условия предоставления жилплощади сотрудникам. При этом следует учитывать, что конкретные условия предоставления жилья могут различаться в зависимости от организации и предусмотренного законодательством регулирования данного вопроса.
Норма жилой площади по учету
Норма эта в основном касается людей, проживающих в муниципальном или государственном жилье. У себя в квартире владелец вправе жить как угодно, и претендовать на дополнительную площадь он обычно не вправе, хотя в некоторых случаях учетная норма применяется и к квартирам, которые находятся в частной собственности. Например, по договору коммерческого найма владелец (точнее, наймодатель) может запретить нанимателю принимать временных жильцов, если в итоге на каждого человека в квартире будет приходиться меньшая площадь, нежели та, что установлена законом.
Определение учетных норм тоже находится в компетенции местной власти. Вот примеры лишь некоторых норм из разных городов России:
- Москва — 10 квадратных метров для отдельных квартир и 15 — для коммуналок;
- Воронеж — 11 квадратных метров;
- Ярославль — 12 квадратных метров;
- Омск — 15 квадратных метров;
- Белгород — 15 квадратных метров.
Норматив жилой площади при расселении
Право на восстановление имеют люди, которые испортили или проживают в инсульте. Если они снимают жилье по договору социального найма, местный орган власти имеет право предоставить общежития вместо квартир. В этом случае норма устанавливается в размере 6 кв. м на человека.
Если жители приватизированной квартиры переселяются, компетентный орган обязан предоставить им жилье такой же площади.
Когда недвижимость изымается для нужд государства, жителям нетрадиционной недвижимости предоставляется жилье, общая площадь которого не превышает норму площади всех жильцов. Закон предусматривает, что жители получают недвижимое имущество в пределах населенного пункта, в котором они ранее проживали. В случае приватизированных квартир, житель получает равноценную жилую площадь (дом, квартиру или комнату).
Таким образом, критерии права на передачу одного квадратного метра на человека зависят от региона, приватизации недвижимости и наличия свободного жилья в муниципалитете.
Законодательные основы о нормах жилой площади
Основным законодательным актом, касающимся регулирования жилой площади, является Жилищный кодекс Российской Федерации. Он содержит основные понятия и общие положения в области жилищного строительства.
Однако конкретные размеры жилой площади оставлены на усмотрение законодательных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Жилищные нормы для отдельных категорий граждан, получателей помощи и государственных служащих определяются отдельными законами, в частности
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 12. 01. 1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»,
- 76 Федерального закона от 27 мая 1998 года, например, «О воинской обязанности».
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Для постановки на учёт подают:
- Паспортные данные всех членов семьи и свидетельства о рождении детей до 14 лет
- Выписку из ЕГРН
- Технический паспорт жилья
- Документы о материальном положении семьи — справку 2-НДФЛ, другие документы
Очереди на получение нового жилья часто ждут несколько лет.
Hopмы: учетная и предоставления
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Раздел 5. Перспективы решения проблемы
Во-первых, необходимо увеличить доступность жилых площадей для населения. Для этого можно проводить меры по сокращению бюрократических процедур при получении разрешений на строительство новых жилых комплексов. Это поможет увеличить объем жилья, в том числе и для жителей с регионов, что снизит дефицит жилой площади.
Во-вторых, следует развивать такие формы проживания, как коворкинги и общежития. Это позволит максимально экономить доступное пространство, так как у жильцов будет общая зона для работы и отдыха, в то время как комнаты будут минимального размера.
В-третьих, необходимо снизить цену на квадратные метры, что сделает доступное пространство наиболее выгодным и востребованным для населения. Для этого можно ввести программы государственной поддержки на строительство новых жилых комплексов, а также на реставрацию и ремонт уже существующих жилых помещений.
Наконец, для более эффективного использования квадратных метров на каждого человека, необходимо разработать и внедрить новые технологии и инженерные решения. Например, использование модульного строительства позволит быстрее и дешевле возведение новых жилых комплексов, а также более гибкое использование пространства.
Перспективы решения проблемы: |
---|
Увеличение доступности жилых площадей |
Развитие коворкингов и общежитий |
Снижение цены на квадратные метры |
Внедрение новых технологий и инженерных решений |
Норма жилой площади по учету
Несколько иначе то, сколько квадратных метров положено на человека, определяет учетная норма. Собственно, по самому термину можно понять его значение: если на жильца в помещении приходится меньшее пространство, он вправе встать на учет в местном муниципалитете как нуждающийся в улучшении условий по жилью.
Норма эта в основном касается людей, проживающих в муниципальном или государственном жилье. У себя в квартире владелец вправе жить как угодно, и претендовать на дополнительную площадь он обычно не вправе, хотя в некоторых случаях учетная норма применяется и к квартирам, которые находятся в частной собственности. Например, по договору коммерческого найма владелец (точнее, наймодатель) может запретить нанимателю принимать временных жильцов, если в итоге на каждого человека в квартире будет приходиться меньшая площадь, нежели та, что установлена законом.
Определение учетных норм тоже находится в компетенции местной власти. Вот примеры лишь некоторых норм из разных городов России:
- Москва — 10 квадратных метров для отдельных квартир и 15 — для коммуналок;
- Воронеж — 11 квадратных метров;
- Ярославль — 12 квадратных метров;
- Омск — 15 квадратных метров;
- Белгород — 15 квадратных метров.
Кому может предоставляться жилье
Раз уж речь зашла о нормах площади, стоит попутно прояснить вопрос и о том, кому вообще может предоставляться жилье от муниципалитета или государственной власти. Хотя сейчас уже не времена СССР, когда жилье предоставлялось государством, и каждый гражданин России вправе за свой счет как угодно улучшать свои жилищные условия, до сих пор существуют правила, по которым некоторым лицам может предоставляться жилье.
Сейчас жилье может быть выделено, в частности, следующим лицам:
- малоимущим (по закону к этой категории относятся люди, уровень дохода которых ниже нормы, установленной в конкретном субъекте России);
- ветеранам;
- военнослужащим;
- судьям;
- следователям и т. д.
При этом жилье не может предоставляться иностранцам, если с их государством Российская Федерация не заключила соответствующий международный договор. Кроме того, из списка кандидатов на заключение договора социального найма в любом случае вычеркиваются собственники жилья — каким бы то жилье ни было.
Надо учесть, что сейчас фонды муниципального и государственного жилья если и увеличиваются, то крайне мало. Даже напротив: до 2016 года в нашей стране проходит приватизация жилья, и, соответственно, значительная часть муниципальных квартир продолжает переоформляться в собственность граждан. Квартиры же в новостройках в собственность государства или местного самоуправления практически не переходят.
Таким образом, лицам, имеющим право на получение жилья по соцнайму, следует либо приготовиться ждать много лет подряд, либо найти какие-то другие способы приобрести для себя жилье (кредит, ипотека, участие в программах ИЖС, государственная поддержка и т. п.).
Преимущества для рынка жилья
Учетная норма жилой площади в Москве в 2024 году имеет ряд преимуществ, которые будут способствовать развитию рынка жилья.
- Повышение спроса на жилую недвижимость: Введение более высокой учетной нормы позволит увеличить спрос на квартиры с большей площадью. Это может быть выгодно для разработчиков, так как на рынке появится больше потенциальных покупателей.
- Рост стоимости жилой недвижимости: Увеличение учетной нормы может привести к повышению стоимости жилой площади, так как покупатели будут готовы платить больше за более просторное жилье.
- Стимулирование строительства: Повышение учетной нормы может способствовать увеличению объема строительства жилья, так как разработчики будут заинтересованы в предложении квартир, соответствующих новым требованиям.
- Больший выбор и разнообразие вариантов: С увеличением учетной нормы появится больше квартир с большей площадью на рынке, что даст возможность покупателям выбрать наиболее подходящий вариант для себя.
- Улучшение качества жизни: Большая площадь жилья позволит жителям Москвы жить более комфортно, иметь больше пространства для хобби и развлечений, а также для семейных мероприятий.
В целом, повышение учетной нормы жилой площади в Москве в 2024 году будет иметь положительное влияние на рынок жилья, приводя к его развитию и улучшению условий для покупателей.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.